Загадки лунной поверхности

Еще совсем недавно о полетах в космос люди читали лишь на страницах научно-фантастических романов. Однако за последние 60-70 лет произошли поразительные события, благодаря которым на обложках многих книг следовало бы ликвидировать указания об их принадлежности к этому литературному жанру.

«Противник», стоящий на пути изучения Вселенной

Крупные спутники, выведенные на орбиты еще советскими учеными, впервые позволили человеку вынести (и притом на длительный срок) измерительную аппаратуру в верхние слои атмосферы. Тем самым впервые удалось избавиться при исследовании космических процессов от помех со стороны воздушной оболочки Земли.

Изучение поверхности Луны

Уже первые сведения, собранные летающими космическими лабораториями, заставили пересмотреть представления о строении земной атмосферы и в особенности ее верхних слоев. В то же время искусственные спутники Земли обнаружили нового «противника», стоящего на пути изучения Вселенной – магнитное поле Земли.

Открытие эры межпланетных полетов

Магнитные силы, окружающие нашу планету, оказывают влияние на различные излучения, в составе которых – заряженные частицы, и в частности на первичные космические потоки корпускул, несущихся от Солнца. Было обнаружено, например, что благодаря этому наша планета окружена своеобразным поясом, состоящим из огромного числа движущихся заряженных частиц. Возникла новая задача: выяснить, как далеко простирается магнитное поле и какова протяженность «пояса» космических лучей. Последнее особенно важно для межпланетных полетов человека.

Первой в истории человечества глубокой разведкой космического пространства явился успешный полет советской ракеты. Это был грандиозный космический эксперимент.

На лунной поверхности

Телескопы позволяют различать на поверхности Луны детали поперечником около 1 км и даже ещё меньших размеров. Это позволило хорошо изучить лунный рельеф. И все же «книга истории» Луны ещё далеко не прочитана. Главная трудность состоит, разумеется, в том, что, хотя Луна и считается ближайшим небесным телом, все же расстояние до нее весьма велико и составляет почти 400 тыс. километров. Это в десять раз больше окружности Земли по экватору. Кроме того, изучение лунной поверхности сильно затрудняется также и тем, что непосредственному наблюдению с Земли доступна не вся Луна, а лишь немногим больше ее половины. Но и относительно той стороны Луны, которая доступна наблюдению, далеко не все ясно.

Освещённая поверхность луны

Поверхность Луны — рельеф Луны — это безжизненная, испещренная ямами поверхность сферы, площадью 38 км2, подверженная резкому изменению температуры. На поверхности Луны продолжается вулканическая деятельность.

Немалый интерес представляет, например, вопрос о том, каково строение нашего спутника во всех подробностях. Оно очень сильно отличается от земного. Да это и понятно: ведь на Луне совершенно иные, чем на Земле, физические условия. Различные породы, из которых сложена поверхность Луны, подвержены сильным температурным колебаниям. Луна, как известно, почти полностью лишена атмосферной оболочки.

Наряду с этим было замечено, что во время лунных затмений, когда различные участки Луны погружаются в земную тень, их температура сразу резко понижается. Это говорит о том, что верхний слой лунной поверхности очень плохо проводит тепло. Это рыхлое, пористое вещество, образованное в результате «обработки» лунной поверхности метеоритами.

Извержения на Луне

Взгляните на фотографию Луны, и вы сразу убедитесь в том, что поверхность Луны весьма неровная. И если вопрос о прошлой вулканической деятельности на Луне серьезно обсуждался в научных кругах, то относительно современного состояния лунных недр двух мнений, можно сказать, не было. Большинство лунных исследователей считало это небесное тело совершенно мертвым миром, в котором какие-либо глубинные процессы давным-давно окончательно заглохли. Между тем, за последние 40 лет ученые пришли к выводу, что вулканическая деятельность продолжается на Луне до настоящего времени.

Поверхность Луны

Выход природного газа на ее поверхности имеет чрезвычайно важное научное значение. Оно позволяет по-новому взглянуть на ряд проблем, связанных с Луной, и прежде всего на вопрос о возможности существования на Луне живых организмов миллионы лет назад. Некоторые исследователи Луны высказывали мысль о том, что на ее поверхности могли ранее обитать простейшие организмы. Это была не пустая фантазия. Подобные предположения основывались на некоторых изменениях, периодически наблюдавшихся на Луне.