Образование древнерусского государства

Образование древнерусского государства
История раннего Средневековья до сих пор полна загадок, непонятно как произошло образование древнерусского государства. В первую очередь это связано с тем, что единственные источники информации, сохранившиеся в веках, зачастую противоречат друг другу. Даже письменные источники (записи событий) соседних государств содержат противоречивые сведения. Большой интерес представляют события, происходившие в те далекие времена на территории европейской части России. Историки спорят, как случилось, что из разрозненных племен, населявших леса между Черным и Балтийским морями, в невероятно короткий с точки зрения науки срок возникло мощное государство – Киевская Русь.

Cколько существует теорий образования древнерусского государства

Историки выделяют три теории образования древнерусского государства. Приверженцы классической норманнской теории убеждены, что появление в 862 г. государственности на Руси было обусловлено варягами: конунгом Рюриком, а также его младшими братьями — Синеусом и Трувором, в существовании которых историки сомневаются. Синеус правил в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Роль варягов в образовании древнерусского государства Славянские народы были отсталыми по сравнению с соседями. Финно-угорские племена (чудь, меря, весь), ильменские словене и кривичи в 859 г. избавились от гнета варягов. Началась жестокая междоусобица. Народ решил призвать справедливого правителя, который бы не имел родственных связей ни с одним родом. Выбор пал на более образованных и развитых германцев со Скандинавского полуострова, потому что их язык, обычаи и вера были близки, многие северяне имели предков в Южной Балтике. Среди варягов были разные племена:
  • Русь.
  • Шведы.
  • Англы.
  • Поляки.
  • Готландцы и др.
На словенскую землю приплыли варяги руси, поэтому и народ стал называться русским. Авторство норманнской теории принадлежит немецким историкам, которые в начале восемнадцатого века работали в Российской академии наук. Теории возникновения государства восточных славян Антинорманнская (славянская) теория, которая гласит, что образование древнерусского государства в Восточной Европе — это логичное завершение внутреннего развития общества восточных славян. Центристская теория не отрицает важную роль чужеземных племен в становлении русской государственности, но основной движущей силой политических процессов признает внутреннее общественное развитие северных славянских племен. В Восточной Европе в конце девятого – начале десятого веков появляется новый торговый путь — «из варяг в греки». Он проходил по рекам и равнинам, соединял бассейны Черного и Балтийского морей. Среди норманнов резко сокращается число воинов-грабителей, появляется все больше мирных русифицированных «гостей»-купцов и «слов» (послов) князей. Характер взаимоотношений со славянским и финским населением Восточной Европы резко меняется.

Теории возникновения государства у восточных славян

Особенности теории

Славянская

Центристская

Норманнская

Основная идея

Отрицается роль варягов в образовании государства Государство возникло закономерно, как результат общественного развития славянских племен, но при участии варягов Государство создано варягами с добровольного согласия славян

Основоположники и приверженцы

М.В. Ломоносов Б.А. Рыбаков А.Л. Юрганов Л.А. Кацва

Г.З. Байер

А.Л. Шлецер

Г.Ф. Миллер

Н.М. Карамзин

С.М. Соловьев

Возникновение теории государственности у восточных славян

Появление неравенства внутри племен спровоцировало внутреннюю борьбу, разобщенность. Требовалась единая сила, способная поддерживать внутреннее равновесие и дать отпор внешним врагам. Так и появилась необходимость в государстве. Идея государственности стала естественным результатом общественной эволюции. В начале пути в стране одновременно существовало несколько крупных политических образований. Народ был разобщен, еще не нашлась сила, способная соединить множество племенных княжений, все рода и общины во главе со старейшинами в единую русскую державу.
В 862 г. новгородцы пригласили на княжение Рюрика для прекращения жестоких и разорительных войн. С этого момента взяла отсчет история самого древнего русского государства.
В этом же году образовался второй центр славянской государственности — Киевское княжество бояр Аскольда и Дира на юге. Эти дружинники были отправлены Рюриком в поход, но не выполнили миссию, осели в Киеве. На тот момент этот город оставался племенным центром полян, которые ранее платили дань Хазарскому каганату. Итак, к концу восьмого века на землях восточных славян одновременно существовали два центра государственности: Новгородский и Киевский. Аппарат управления был примитивный. Довольно большой территорией управлял князь, в обязанности которого входило:
  • собирать дань (участвовать с дружиной в полюдье);
  • осуществлять суд;
  • созывать в случае необходимости ополчение.
Благодарные за защиту крестьяне преподносили дружине плоды сельскохозяйственного труда. Постепенно эти дары превратились в обязательную дань. Дружинники после окончания военного похода перестали возвращаться к мирному крестьянскому труду, постоянное войско нужно было на что-то содержать. Если изначально князья избирались на вече, постепенно княжеская власть начала передаваться по наследству внутри правящего рода. Вече потеряло свою власть, контроль был в руках княжеской династии. Так возник новый слой общества — правители. Они возвысились над родовой общиной, захватили законодательную и исполнительную власть. Древнерусское государство превратилось в раннефеодальную монархию.

Предпосылки возникновения государства

В 6-9 веках сложились предпосылки образования древнерусского государства:
  1. Экономические: переход от подсечно-огневого в лесной зоне к пашенному земледелию в полях, отделение ремесла от земледелия, переезд ремесленников из сельской местности в города, возникновение меновых отношений как альтернативы товарно-денежных.
  2. Социальные: смена родовой общины соседской, появление общественного неравенства, разложение первобытно-общинного строя, развитие древнерусской народности (вобравшей в себя новый этнос — русь).
  3. Политические: потребность знати в защите привилегий, формирование межплеменных союзов, сильное войско.
  4. Духовные: единая религия, обычаи, обряды, менталитет.
Ремесленники ранее совмещали работу в поле с ручным трудом. С появлением городов они смогли навсегда оторваться от пашни, открыть собственные ремесленные мастерские. Кузнецы и гончары вступили в меновые отношения с крестьянами: обменивали свои изделия на продукты питания. Развитие операций обмена привело к возникновению нового общественного слоя – купцов. Они ничего не производили, получали прибыль от меновых сделок. Активно стали развиваться именно те населенные пункты, которые оказались на пересечениях водных и сухопутных торговых путей. В городах строились мощные крепости для защиты хранившейся здесь дани. Причины образования древнерусского государства:
  • Активная международная торговля в связи с созданием транзитного пути «из варяг в греки».
  • Потребность в централизованной защите от внешних врагов — угроза нападения и из Европы, и из Азии вследствие промежуточного положения между двумя частями света.
  • Общественное расслоение.
Развитие хозяйства привело к появлению неравенства среди восточных славян, стали разрушаться родовые связи и родовой строй. Ранее основной ячейкой общества была община. Из общин состояли племена. Управляло жизнью общее собрание — вече. Князья исполняли роль военных предводителей.

Древнерусские князья и их политика

Князь Олег

В 879 г. в Новгороде скончался князь Рюрик. Так как княжий сын Игорь был слишком молод, власть перешла к Олегу. Спустя три года князь отправился в поход на Киев — на юг вдоль Днепра. По пути были завоеваны Любеч и Смоленск. Олег перехитрил и убил Аскольда и Дира. Предлогом послужило их некняжеское происхождение. Киев стал столицей нового государства, «матерью городов русских», возникла Киевская Русь. Олег первым в истории получил титул великого князя, смог объединить под своей властью две столицы, а также получил полный контроль над великим торговым путем. Рюрики Князь много раз одерживал победы над кочевниками – хазарами и печенегами, освободил южную часть восточных славян от уплаты дани. Благодаря военным успехам и ловким переговорам, он подчинил славянские племена:
  • древлян — в 883 г.;
  • северян – в 884 г.;
  • радимичей – в 885 г.
Полюдье (сбор дани с людей) Великий князь киевский с дружиной собирали ежегодно начиная с ноября. Обычной формой были высоко ценимые на византийских рынках меха. Это государство было самым богатым и развитым в раннем Средневековье. Весной великий князь возвращался в Киев. Затем снаряжали караван для торговли с Царьградом. В 907 г. Олег отправился в Византию. Ему удалось получить выкуп у императора Льва VI Философа в обмен на обещание не разорять столичный Константинополь. В знак победы полководец прибил свой щит к воротам города. Русскому правителю удалось обхитрить византийцев, за это его прозвали Вещим. Был заключен мирный договор, который давал русским купцам эксклюзивное право беспошлинной торговли в Киеве. В 911 г. князь Олег направил в столицу Византии послов, подписавших с императором Романом I Лакапином первый в истории письменный международный договор. Олега называли князем-нарядником русской земли, потому что он навел порядок (наряд) в государстве и совершил много великих деяний:
  • Прекратил выплату дани хазарам.
  • Построил новые, стратегически важные города, что является показателем высокого уровня материальной и социальной жизни общества.
  • Объединил племена, жившие по восточному водному пути.
  • Совершил первый дальний военный поход.

Князь Игорь Рюрикович

Начало правления прямого потомка Рюрика сопровождалось восстанием древлян, которое безжалостно подавили. В 941 г. Игорь предпринял поход на Царьград. Флот русов был почти полностью сожжен из медных труб метательным «греческим огнем». Ошибкой князя стала его жадность. Воитель взял с собой малое войско, чтобы увеличить свою долю добычи. В 944 г. Византийская империя выплатила Руси дань, как раньше Вещему Олегу, подписала очередной торговый договор. Это международное соглашение было менее выгодно русским купцам, так как право беспошлинной торговли упразднялось. В 945 г. Игорь Рюрикович был растерзан древлянами. Корыстолюбивый князь вернулся сразу после полюдья, не выжидая года. Он не желал делиться данью со всеми дружинниками, поэтому отослал большую часть воинов. Жадный правитель стал легкой добычей возмущенного новыми поборами племени. Потомок Рюрика оказался слаб духом. Он не только не смог укрепить сильную позицию, занятую Вещим Олегом, но и ничего не предпринял для расширения границ молодого государства.

Княгиня Ольга

Жена Игоря Рюриковича, мудрая княгиня Ольга, взяла на себя бразды правления до возмужания сына. Первым деянием сильной женщины стала месть — жестокая расправа над непокорными древлянами. Она хитростью уничтожила старейшин, сожгла дотла город Искоростень (Коростень). Народ прославил княгиню, как героиню правды, потому что она дала силу охранительным обычаям, выполнила священную обязанность кровного родственника. Месть в древности заменяла правосудие. Достойный родич — образец гражданина. Ольга показала себя дальновидной правительницей, провела первую в истории налоговую реформу: для предупреждения волнений была изменена система полюдья – регламентированы места приема и объемы дани. В 957 г. княгиня приняла крещение в Константинополе, но ее сын — Святослав и дружинники оставались ревностными язычниками.

Святослав Игоревич

Когда князь Святослав Игоревич вырос и возмужал, то отправился в военные походы для расширения границ государства. Внутренними государственными делами по-прежнему занималась княгиня Ольга. Внук Рюрика был славным воином, смелым и предприимчивым. Под знаменами народного героя собралась мощная дружина. В народе сравнивали походы этого военачальника с легкой походкой барса. Князь Святослав делал необыкновенно быстрые переходы, потому что никогда не пользовался обозами. Его воины были очень неприхотливы. В 965 г. русская дружина разгромила Хазарский каганат, затем — Таманский полуостров. В 966 г. полководец подчинил племенной союз вятичей, ранее плативших дань хазарам. В 967 г. Святослав принял предложение Византийской империи о совместных военных действиях против Дунайской Булгарии и отправился на Балканы. На Дунае князь за несколько месяцев сломил сопротивление булгар, взял почти сотню городов. Святослав сел княжить в Переяславце в новых придунайских владениях, беря дань с греков. Византийскую империю очень беспокоило усиление Древнерусского государства благодаря военным успехам на Дунае. Они заключили тайный союз с врагами Руси. В 968 г. к Киеву подступила орда тюркоязычных печенегов-кочевников из заволжских степей, которые, благодаря победам русичей, избавились от гнета Хазарского каганата. Святослав поспешил домой. Лишь в 969 г. князь смог вернуться в Переяславец, который мечтал сделать новой столицей. В 970 г. разразилась война с Византийской империей. Русское войско было разбито в битве при Аркадиополе. Византийцы усилили натиск. Кампанию 971 г. возглавил император Иоанн I Цимисхий — исключительно опытный и талантливый полководец. Ему удалось вторгнуться на территорию Дунайской Булгарии и осадить Святослава в крепости Доростол. Ввиду больших потерь стороны объявили перемирие и вступили в переговоры. Русский князь передал дунайские владения Византии. В 972 г. по пути в Киев великий русский полководец, проходя Днепровские пороги, попал в засаду, устроенную печенежским ханом Курей, и погиб.

Владимир Святославич

Владимир (Святой Креститель, былинный герой, Красное Солнышко) У Святослава Игоревича родилось трое сыновей. Младшим был Владимир, его мать — рабыня Малуша, служившая ключницей. После смерти отца ему достался Новгород. Владимир Святославич нанял дружинниками варягов. После убийства собственного брата Ярополка Владимир Красное Солнышко стал великим князем. За время своего правления Владимир Креститель совершил много великих деяний:
  1. Походы на вятичей (981-982 гг.) и радимичей (984 г.).
  2. Реформа языческих культов поставила во главе сонма богов Перуна(980 г.).
  3. Завоевание Червенских городов поляков в Юго-Западной Руси (981 г.).
  4. Крещение Руси (988 г.).
  5. Возведение оборонительных рубежей от печенегов на южных границах — засек и сторожевых башен.
  6. Разгром кочевников на реке Суле (992 г.).
  7. Походы в Волжскую Булгарию (994-997 гг.).
Владимир Святой принял христианство, чтобы жениться на византийской царевне Анне. Затем окрестили весь народ. Это был духовный переворот, который укрепил позиции Древнерусского государства среди европейских держав.

Центры Древней Руси

Древний Новгород был одним из самых известных городов Восточной Европы, крупнейшим центром международной торговли, столицей Новгородской земли, местом расцвета древнерусской культуры, письменности и архитектуры. Древнерусский период в историографии обычно подразделяют на два этапа. Начальный — с IX до начала XII вв. Формирование города у истоков реки Волхов произошло в девятом веке. Образовался конфедеративный союз новгородских (ильменских) словен, кривичей и финно-угорских племен. Уже к началу десятого века возникло противостояние князя и веча. Новгородским боярам удалось отстоять ведущую роль. Центры Древней Руси:
  • Новгород,
  • Киев,
  • Смоленск,
  • Ростов,
  • Переяславль,
  • Суздаль,
  • Владимир,
  • Дмитров,
  • Ладога,
  • Любич,
  • Белоозеро,
  • Псков,
  • Искоростень,
  • Чернигов,
  • Муром,
  • Рязань и др.
Центры древней Руси Начиная с захвата города князем Олегом, и до середины XIII века Киев был столицей Руси. Киевские великие князья традиционно имели верховенство над князьями других русских земель. В 988 году по приказу князя Владимира Святославича жители города были крещены «огнем и мечом» в водах Днепра. Постепенно город застраивался кварталами срубных и каркасно-столбовых сооружений; княжеская часть — каменными домами. Во время правления Владимира Киев примерно на треть состоял из княжеских земель, на которых располагался дворец. Центральным входом служили каменные Градские ворота. Киев поддерживал широкие международные связи: с Византией, странами Востока, Скандинавией, Западной Европой.

Повесть Временных Лет о становлении государственности на Руси

Согласно древнейшему летописному своду Руси, созданному монахом Киево-Печерского монастыря — Нестором, северные славяне пригласили на княжение варяжского конунга Рюрика. Именно эта запись стала основой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Но в анналах не упомянуты предпосылки появления государства как новой формы организации общества. Некоторые историки придерживаются точки зрения, что о становлении государственности свидетельствуют записи Нестора про захват князем Олегом Киева, объединение разрозненных земель в единое государство – Киевскую Русь.

Проверь себя — тест «Образование древнерусского государства»

Ответьте на вопросы теста "Образование древнерусского государства" - проверьте свои знания в этой теме.

1. Приверженцем и основоположником какой теории образования древнерусского государства является Михаил Васильевич Ломоносов?

Вопрос 1 из 12

2. По какой теории образование древнерусского государства приписывается Рюрику и исключается возможность самостоятельного зарождения государства естественным преобразованием общественного строя?

Вопрос 2 из 12

3. Какой ученый вел непримиримую борьбу с норманнской теорией образования древнерусского государства?

Вопрос 3 из 12

4. В каком веке образовалось древнерусское государство?

Вопрос 4 из 12

5. Назовите год образования древнерусского государства.

Вопрос 5 из 12

6. Основной партнер древнерусского государства в 9 веке.

Вопрос 6 из 12

7. Как назывался объезд князем подвластных племен и земель в Древнерусском государстве с целью сбора дани?

Вопрос 7 из 12

8. Из какого моря в какое море вел торговый путь "из варяг- в греки"?

Вопрос 8 из 12

9. В каком году князь Олег подписал с византийским императором первый международный договор о беспошлинной торговле?

Вопрос 9 из 12

10. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится.

Вопрос 10 из 12

11. Прочтите отрывок из древнерусской летописи и укажите, о каком событии идет речь.
В год 6370. Изгнали... за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву"

Вопрос 11 из 12

12. Установление полюдья свидетельствовало о

Вопрос 12 из 12


 

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Литература, математика, русский язык, физика, география, история, астрономия и обществознание
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии