Петр Первый и его реформы в истории России

Петр Первый в истории и его реформы

Окно в Европу

Победы Петра I над шведами перенесли западные границы Русского государства на берега Балтийского моря и вернули русским некогда принадлежавшие им земли.

«Ни одна великая нация не существовала и не могла существовать в таком удалении от всех морей, в каком пребывала вначале империя Петра Великого, — писал Маркс. — Никто не мог себе представить великой нации, оторванной от морского побережья».Карл Маркс

И Пётр как государственный деятель понимал это.

Петр Первый Окно в Европу

Пушкин изобразил его на берегу Невы после победы, когда, исполненный «великих дум», он «вдаль глядел» и думал:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно

Ногою твёрдой стать при море,

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.А.С Пушкин

После Северной войны Россия действительно стала одним из сильнейших государств в Европе. Петра в его деятельности вдохновляло «страстное, беспредельное желание блага родины». Он преобразовал армию, создал Мощный морской флот, построил свыше двухсот фабрик и заводов.

«Когда Пётр Великий, — пишет Сталин, — имея дело с более развитыми странами на Западе, лихорадочно строил заводы и фабрики для снабжения армии и усиления обороны страны, то это была своеобразная попытка выскочить из рамок отсталости» (И. В. Стали н, Соч., т. 11, стр. 248—249).

Эта экономическая и культурная отсталость России в начале XVIII века была обусловлена крайне неблагоприятными внешнеполитическими условиями, нападениями чужеземцев — татарским игом, интервенцией Польши и Швеции.

В течение почти трёх веков перед русскими людьми стояла историческая задача — сбросить оковы порабощения, отстоять свою национальную независимость. Для осуществления этого подвига потребовалось напряжение всех народных сил. Между тем закрытая, как щитом, древней Русью, Западная Европа без внешних помех продолжала развивать свою культуру и свою литературу.

Пётр радел о государственных интересах, считал себя «слугою народа», но надо помнить, что это было государство помещиков и торговцев, в котором вся тяжесть труда ложилась на простой народ, который эксплуатировался бесчеловечно.

Реформаторская деятельность Петра сопровождалась ростом крепостного гнёта и усилением налогового обложения трудового населения.

Новые хозяйственные и политические задачи, стоявшие перед русским государством, требовали знающих, подготовленных людей. Начиная с половины XVII века, русское правительство стало выписывать специалистов из-за границы. При Петре I приток их резко усилился — страну наводнили иностранцы, которые часто обращались с пренебрежением к русским людям и вели себя в России, как некая «высшая раса».

Наряду с этим Пётр широко развернул дело подготовки русских специалистов, открывая новые школы и отправляя молодёжь в командировки за границу для изучения техники, военного дела и др. В XVII веке в России было две академии — в Киеве и в Москве. Пётр развёртывает сеть школ, где изучаются точные науки (арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия). В Москве открывается школа «математических и навигацких наук». В 1715 г. старшие классы этой школы переводятся в Петербург, и там организуется Морская академия. Устраиваются инженерная и артиллерийская школы. В 42 городах открываются цифирные школы.
Пётр проявляет большую заботу о создании учебников, нужных школам, и сам следит за их подбором и печатанием.

Книгопечатание и первая газета

Введённое на Руси в половине XVI века книгопечатание до Петра служило почти исключительно потребностям церкви. Наряду с печатанием книг в московской типо
графии продолжалось переписывание книг, создавались рукописи.

При Петре печатная книга с каждым годом всё решительнее вытесняла рукописную литературу. Типографии стали выпускать не только церковные, но и светские книги, введённый Петром гражданский шрифт положил резкую грань между ними. Типографский станок сделал устойчивым текст произведения.

Постепенно прекращался тот произвол переписчиков-редакторов, которые подвергали текст искажениям. Развитие книгопечатания сделало возможным появление периодической печати, прессы.

«Ведомости» — газета, появившаяся в 1703 г.,— были в России первым опытом в этом роде. Газета сообщала о победах русского оружия, печатала правительственные распоряжения, давала сообщения, правда, случайно и кратко, о важных событиях в России и за границей.

Петр Первый и газета Ведомости
Петр Первый и газета Ведомости

«Ведомости» печатались в малом количестве экземпляров и ещё слабо воздействовали на умы русских читателей, но важно отметить, что русская пресса родилась при Петре. «Ведомости» были всецело его созданием.

Театр при Петре Первом

Театр для Петра не был только занимательной новинкой, предназначенной для увеселения царской семьи и придворных. Пётр с самого начала смотрел на театр, как на дело общественное.

Он оценил воспитательное воздействие театра на общество и решил построить в Москве общедоступный театр для широкой публики. Здание было построено на видном месте (Красная площадь), и зимой 1702/03 г. начались представления. Цены на места были назначены невысокие, от 3 до 6 копеек. Пётр приказал пригласить из-за границы театральных дел мастера и с ним труппу в 8 человек. На призыв царя откликнулся Иоганн Кунст.

Труппа Кунста играла светские пьесы, частью переведённые, частью переделанные с иностранных языков. Некоторые пьесы не имели твёрдого текста и разыгрывались по сценарию, с применением свободной импровизации актёров. В промежутках между актами главной пьесы Кунст вставлял для увеселения зрителей шуточные, иногда даже грубоватые сцены. Музыка и танцы, а также различные шумовые эффекты широко применялись на сцене театра Кунста.

Очень скоро актёры-немцы были заменены русскими. Набраны были из служащих разных приказов 20 человек, и Кунсту велено было обучать их театральному делу. Кунст рано умер. Его преемник Фирст, по профессии золотых дел мастер, малоспособный и ленивый, привёл дело к упадку. Сборы, довольно значительные в 1703— 1704 гг., в следующие годы резко упали.

Основную причину упадка общедоступного театра следует искать в несоответствии его репертуара интересам широкой мЪсковской публики. Пьесы иностранного происхождения, переведённые на русский язык не подготовленными к такому делу переводчиками, плохо воспринимались зрителями. Другой причиной кратковременности существования театра было охлаждение к этому делу Петра. Театр не оправдал ожиданий Петра, который хотел и в нём найти поборника преобразований. Театр на Красной площади в 1707 г. был
закрыт.

Первый театр на Красной площади при Петре Первом
Первый театр на Красной площади при Петре Первом

Спектакли в Москве, однако, не прекратились окончательно. Начатое дело было продолжено любимой сестрой Петра Натальей, сочувствовавшей его преобразованиям. Театр царевны помещался в дворцовом здании села Преображенского и возвратился к репертуару школьного театра; для представлений избирались по преимуществу пьесы на библейские темы или переработки повестей. Авторами пьес были русские люди (несколько пьес составила сама царевна Наталья).

Театр посещался не одними только придворными, допускались к зрелищам и люди «простого звания».

Широкий размах Петра, сделавшего первую попытку основать общедоступный театр, хотя и не имел полного успеха, но не прошёл бесследно. Значение театра времён Петра прежде всего состоит в том, что за театром было признано важное воспитательное значение.

С другой стороны, театр на Красной площади, привлекавший в лучшие свои годы до 400 зрителей, всё же вызвал в широких массах интерес к театральным зрелищам и подготовил почву для создания более прочного общедоступного театра, который и появился, когда создалась для него более благоприятная обстановка.

Поэзия времен Петра Первого

Художественная литература в эпоху Петра была ещё бедна: преобразования не дали ещё всех своих плодов, но в старых по своим литературным формам произведениях эпохи Петра уже наблюдаются новые черты, существенно изменявшие общий характер литературы.

В Московской Руси со второй половины XVII века появились усердные слагатели духовных виршей, светская поэзия развивалась слабо. При Петре возрос интерес к светским виршам, в особенности к любовной лирике. Ломка старого уклада, тяготение верхушки дворянского общества к Западу, изменившееся положение женщины, вышедшей из терема и появившейся на ассамблее, зачатки вежливого (галантного) с нею обращения — всё это содействовало распространению виршей нового содержания. Появились в русской среде собственные виршеслагатели (Столетов и другие).

Вирши помещались большей частью в сборниках под заглавиями «Собрание псалмов и кантов» или «Собрание песен».

Любовные вирши были довольно однообразны по содержанию. Обыкновенно фабула в них отсутствовала, передавались чаще всего страдания поражённого страстью сердца; эпитеты и метафоры отличались искусственностью и однообразием («лукавец Купидон», «любовные стрелы», «сердечные раны», «любовь — огонь».).

Проза времен Петра Первого

Новые черты появились и в повествовательной литературе. Из повестей петровского времени заслуживает внимания «Гистория о российском матросе Василии Кориотском». Это не оригинальное произведение, а переработка на русский лад чужеземной повести. Тем не менее она любопытна, так как в ней сказался тот культурный перелом, который произошёл в русском образованном обществе в первой четверти XVIII века под влиянием преобразований Петра.

Гистория о российском матросе Василии Кориотском
Гистория о российском матросе Василии Кориотском

Повесть появилась в рукописи, и автор её остался неизвестным.

«Гистория» рассказывает о приключениях Василия Корнетского, который побывал в различных странах Европы: Голландии, Цесарии (Австрии), Италии. Он был заброшен после кораблекрушения на какой-то остров, где жили разбойники. Здесь Василий освободил из рук разбойников дочь флорентийского короля, красавицу Ираклию, и прибыл с нею в Цесарию. Они полюбили друг друга, но на пути к окончательному их соединению лежало ещё много препятствий. Флорентийский адмирал, которому отец Ираклии поручил отыскать пропавшую дочь и в случае удачи обещал её руку, прибыл в Цесарию, заманил Ираклию на свой корабль и отвёз её во Флоренцию, а Василия сбросил в море. Однако

Василий спасся и прибыл во Флоренцию даже ранее адмирала и Ираклии. Когда назначена была свадьба Ираклии с обманщиком-адмиралом и свадебный поезд приближался уже к церкви, Василий заиграл на арфе и запел «арию», дав таким образом знать Ираклии о своём спасении. Адмирал был обличён в обмане и казнён. Василий женился на Ираклии и после смерти флорентийского короля получил королевскую корону.

По сравнению со старыми повестями XVI и XVII веков в «Гистории» встречаем много нового. Прежде всего нужно отметить, что действие переносится из одной страны Европы в другую. Автор не ограничивается пределами «российских Европий» (так он называет Россию) и выводит своего героя на широкую мировую арену. Далее Василий обнаруживает большую предприимчивость и любознательность. Не довольствуясь теми знаниями, которые он приобрёл на службе в русском флоте, Василий по собственному желанию отправляется в Голландию «для лучшего познания наук».

Влияние эпохи Петра сказалось также в усвоении Василием навыков, свойственных культурному человеку. Этот внешний лоск обеспечил ему возможность сближения с Ираклией и дружбу цесаря. Большое внимание уделено в повести чувству любви. Василий от красоты Ираклии падает без чувств; он нежно и почтительно служит своей возлюбленной, оберегая её от несчастий. Таковы черты Василия, придающие ему облик нового, прогрессивного человека своего времени, но в нём сохранились и некоторые черты прошлого: в критические минуты у него прорывается религиозность, правда, чуждая обрядности и ханжества; он так же дорожит, как в старину дорожили русские люди, родительским благословением, придавая ему какую-то сверхъестественную силу.

Итак, в образе Василия мы видим типичного представителя переходной эпохи, объединяющего в своей личности и отживающие черты допетровской эпохи, и прогрессивные стремления нового поколения.

Та же двойственность сказалась и на языке повести: здесь мы встречаем отдельные слова и целые словосочетания, взятые из церковнославянского языка («рече», «прииде», «велие благодарение», «по сие время» и т. и.). Резкий контраст со славянизмами представляют встречающиеся в повести иностранные слова, характерные для петровского времени («персона», «маршировать», «министр», «адмирал», «кавалер», «ария» и т. д.).

К делу Петра нельзя было относиться безразлично. Всякое публичное выступление, устное или письменное, говорило или «за», или «против» преобразований. Общественно-политический характер имели даже церковные проповеди. Пётр со стороны церкви и духовенства встречал больше противодействия, чем помощи. Но были и исключения.

В лице Феофана Прокоповича, бывшего воспитанника Киевской академии, лица духовного, но весьма образованного, Пётр нашёл горячего сторонника своего дела. Своим церковным проповедям Феофан Прокопович иногда придавал характер светских ораторских речей, доказывал в них благодетельность петровских преобразований. Реформы, касавшиеся церкви (учреждение коллегиального управления — церковью — синода — вместо патриарха и преобразование духовных школ), Пётр провёл с помощью Феофана Прокоповича.

Смерть Петра была для Феофана Прокоповича великим горем, он понимал, что с нею связана и судьба петровских преобразований. Свою скорбь он вылил в знаменитом «Слове на погребение Петра Великого» (1725). «До чего мы дожили, россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем». Он призывал к продолжению дел Петра и восклицал: «Какову он Россию свою сделал, такова и будет. Сделал добрым любимою — любима и будет; сделал врагам страшною — страшная и будет; сделал на весь мир славною — славной и быти не перестанет».

Образ Петра в русском фольклоре

Образ Петра занимает видное место в в народной русском фольклоре. Военные походы Петра, в особенности сражение под Полтавой, отмечаются с сочувствием и одобрением. Народным массам было понятно великое значение Северной войны. Песня «Рождение Петра!» называет его «первым императором на земле», а в песнях о смерти Петра выражается неподдельное чувство скорби. О деятельности Петра и отдельных случаях из его жизни сложено в народе много анекдотов и сказок, в которых подчёркиваются его талантливость и сметливость, простота в обращении, с сочувствием отмечается любовь Петра к физическому труду, с восхищением рисуется его внушительная фигура (сказка «Пётр и крестьянин» и др.).

Но в некоторых песнях отразилось отрицательное отношение народа к деятельности Петра, отмечается тяжесть рекрутчины и жестокость в проведении реформ. Двойственность в народной оценке деятельности Петра понятна: главная тяжесть реформ и непрерывных войн Петра легла на крестьянство, положение крестьян было столь тяжело, что в некоторых местностях число населения заметно убыло, силы народа были напряжены до последней степени.

Петр Первый в русском народном фольклоре

Однако история оправдала деятельность Петра: открылся путь к развитию производительных сил страны и к распространению просвещения. Ближайшие преемники Петра, не отличавшиеся способностями к государственному управлению, не могли уже повернуть страну на старый путь и продолжали дело Петра, хотя и более медленными темпами, с временными колебаниями и уклонениями.

Спасибо:
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литература, математика, русский язык, физика, география, история, астрономия и обществознание
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Марина

Петр Первый классный был.