Краткое содержание «Слова о полку Игореве»

Слово о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» — выдающееся и, пожалуй, самое известное произведение древнерусской литературы. Этот текст принято называть «поэма», но такое обозначение жанровой принадлежности произведения – очень условное. Впрочем, буквально жанровая принадлежность произведения указана уже в названии – «слово». В древнерусской литературе этот жанр был очень емким и подразумевал произведения, написанные как правило в форме поучения, размышления или же повествования.

В случае со «Словом о полку Игореве» можно говорить и о повествовании, и о поучении, и о размышлении. Само по себе произведение – уникально для славянской литературы периода, когда было создано, – предположительно последняя четверть XII столетия. Произведение сочетает в себе и элементы исторической хроники, и сюжетное повествование, и апеллирование к образам славянской языческой культуры, и христианские мотивы.

Столь сложная для произведений древнерусской литературы структура, а также не характерное для того времени неоднозначное отношение автора к главному герою повествования, Новгород-Северскому князю Игорю Святославовичу, стали причиной предположения некоторых исследователей о том, что «Слово о полку Игореве» – написанная в XVIII столетии умелая стилизация. Тем более, что первоисточник, рукописный сборник XVI столетия из коллекции известного собирателя древностей графа Алексея Мусина-Пушкина, сгорел во время московского пожара 1812 года. А первоначальные публикации представляли из себя выдержки из текста или краткое содержание «Слова о полку Игореве».

Впрочем, немало авторитетных исследователей являются сторонниками аутентичности «Слова», отмечая, что влияние этого произведения можно увидеть в других произведениях древнерусской литературы, подлинность которых никогда не вызывала сомнений, например, в «Задонщине».

Вступление

В основе сюжета данного произведения, созданного неизвестным автором, предположительно свидетелем описываемых им событий, – поход русских князей против половцев 1185 года и разгром войска русичей. Автор одновременно и воспевает доблесть воинов, и пытается проанализировать причины и последствия тех страшных событий.

В зачине повести автор обращается к более ранним произведениям древнерусской литературы, упоминая полумифического сказителя Бояна и говоря, что в отличие от него не будет вдаваться в высокопарность и витиеватость, а постарается рассказать свою историю, опираясь на факты без лирических отступлений и отвлечения внимания аудитории.

Слово о полку Игореве вступление
Боян — сказитель

В основном тексте произведения автор также апеллирует к «вещему Бояну», представляя, как бы он рассказал историю, и снова давая понять аудитории, что «Слово и полку Игореве» — повествование иного рода.

Основные персонажи

Персонажи «Слова о полку Игореве» подразделяются на непосредственно участвующих в действии произведения и на опосредованно участвующих. Последние – в основном упоминаемые автором и князем Святославом киевские и русские князья.

Непосредственные участники действия в поэме:

  • Игорь, Новгород-Северский князь, организовавший из честолюбивых намерений поход на половцев, закончившийся поражением, разгромом войска и пленением как самого Игоря, так и его брата Всеволода.
  • Всеволод, родной брат Игоря, князь Трубчевский и Курский, в повести упоминается с эпитетом «Буй-Тур» (дикий бык), обладал недюжинной силой, был храбр до безрассудства.
  • Святослав Всеволодович, князь Киевский – старший родственник Игоря и Всеволода (в большинстве толкований «Слова» – двоюродный брат), в произведении – мудрый и дальновидный правитель, если говорить о нем как об исторической личности, то ученые отмечают, что автор «Слова о полку Игореве» несколько преувеличил влиятельность князя.
  • Ефросинья Ярославна – супруга князя Игоря, обобщенный образ жен и матерей русских воинов, в уста этого персонажа автор вложил самую эмоциональную и пронзительную часть произведения – монолог, известный как «плач Ярославны».
  • Владимир Игоревич, – сын князя Игоря и Ярославны, участвовал в походе вместе с отцом и вместе с ним попал в плен.
  • Овлур (другие трактовки имени – Лавур, Лавр) – крещенный половец, русский по матери, который помог князю Игорю сбежать из плена.
  • Кончак и Кобяк (другие трактовки имени – Гза, Гзак) – половецкие ханы, пленившие Игоря и его сына.
  • Бояре – обобщенный образ древнерусской политической элиты, введенный в повествование с целью показать отношение знати к походу Игоря и Всеволода.

Присутствуют в произведении также неодушевленные персонажи и персонажи мифологического характера:

  • Боян – возможно, реально живший, но впоследствии мифологизированный древнерусский автор-сказитель, с поэтической системой которого автор время от времени сравнивает стиль своего повествования.
  • Ветер-Ветрило – мифологический персонаж русского дохристианского фольклора, в «Слове» – сила природы, ставшая неким исполнителем наказания ниспосланного Игорю за непослушание Высшей Воле.
  • Русская земля, Отечество – отчий край, воплощение всего доброго, светлого и радостного, что невозможно не любить и нужно любой ценой защищать.

В произведении также упоминается немало правителей, как живших до описанных в «Слове» событий (князья Владимир Мономах, Олег Святославович), так и современников этих событий.

Поход князя Игоря

Братья-князья Игорь и Всеволод совместно выступают против половцев. В день начала похода произошло солнечное затмение, всегда трактовавшееся славянами как очень плохое предзнаменование. Но, несмотря на это, Игорь и Всеволод, полные решимости проявить доблесть на поле боя и заслужить славу, выступают с дружиной в поход к Дону.

На всем пути войско сопровождают нехорошие предзнаменования, как будто кто-то свыше хочет предупредить князей и дружину о том, чем закончится этот поход. Воины слышат днем тревожные крики птиц, вой волков, а по ночам – пугающие «стон и скрежет». Но ведомая князьями дружина все же доходит до половецкой степи.

Первое сражение приносит русичам победу и богатую добычу. Но половцы быстро собираются с силами и вскоре дают второе сражение, куда более тяжелое и кровопролитное для дружины Игоря и Всеволода. Русичи оказываются окруженными возле реки Каялы (старинное название нескольких рек в бассейне Дона, потому до сих пор нет единого мнения исследователей о том, где точно произошло сражение).

Это сражение началось на рассвете, и автор, желая усилить эмоциональную составляющую, показать неотвратимость трагической развязки, обращает внимание читателя на кроваво-красный цвет рассвета. Также, отвлекаясь от описания сражения, автор упоминает предка Игоря, князя Олега Святославовича, властолюбие и честолюбие которого ввергли Русь в многолетний период междоусобиц. Это – историческая аналогия похода Игоря, положившего конец достигнутого стараниями Святослава Всеволодовича зыбкого мира с половцами. Автор дает понять, что разгромив войско Игоря и Всеволода, половцы пойдут на Русь.

Битва в слове о полку Игореве
Битва в слове о полку Игореве

Последствия этого трехдневного сражения, которое русская дружина проиграла, автор описывает, не скупясь на трагические краски, так, серая степная земля на поле брани от крови воинов почернела и дымилась, травы и ветви деревьев поникли в знак скорби самой природы о множестве погибших.

Князь Игорь, его сын и брат попадают в плен к половцам. Своей неудачей эти незадачливые полководцы начали для Руси очень тяжелый и мучительный этап истории: пользуясь отсутствием единства, разрозненностью княжеств и все еще продолжающимися междоусобицами, половцы возобновили набеги. Были сведены на нет все военные и дипломатические успехи Святослава, который сначала победил половцев в сражениях, а потом вынудил их на весьма длительный период забыть о набегах на Русь.

Святослав и его «золотое слово»

Свое «золотое слово» киевский князь Святослав Всеволодович произносит после приснившегося ему дурного сна, в которой одетого в погребальные наряды правителя осыпают жемчугом, символизировавшем в славянской мифологии слезы.

От бояр князь узнает о поражении Игоря и Всеволода и возобновлении половецких набегов. И в золотом слове упрекает младших князей в том, что совершили необдуманный поступок, приведший к трагическим последствиям, допустили кровопролитие «без чести», желая прославиться как доблестные воины.

Святослав Всеволодович также говорит, что сумеет защитить Русь, не даст ее в обиду. И обращается к князьям с призывом объединиться и сообща дать отпор половцам. В этом обращении князь Киевский упоминает таких правителей:

Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо;

  • Ростиславичи – князья Смоленские, братья Рюрик и Давыд;
  • Ярослав Осмомысл – князь Галицкий;
  • Роман, Мстислав и Мстиславовичи – Волынские князья;
  • Всеслав и Всеславичи – правители Полоцкой земли.

В «золотом слове» Святослав вспоминает о временах, когда Русь была единой, князья сообща выступали против врагов, и призывает правителей вспомнить о славном прошлом и объединиться.

В этой части произведения автор не только вкладывает в уста персонажа призыв к объединению, но и призывает князей и от себя лично, вспоминая трагические страницы истории Руси, связанные с разрозненностью и междоусобицами.

Плач Ярославны

Автору «Слова о полку Игореве» одинаково сильно удается описать и драматичные моменты в жизни страны, и драму отдельно взятого человека.

Сцена, известная как «плач Ярославны» выглядит одновременно и как контрастирующая с «золотым словом» Святослава, и как дополняющая его. Автор показывает, что любые потрясения в жизни страны – это и потрясения в жизни отдельно взятых людей.

Плач Ярославны
Плач Ярославны

Плач Ярославны-начало

Плач Ярославны середина

Плач Ярославны - конец плача

В свое монологе супруга князя Игоря Ефросинья Ярославна обращается к силам природы. Она и упрекает их в том, что помогли половцам победить русичей, и обращается с мольбой о помощи плененному мужу. И ветер как раз с той стороны, где находился в плену Игорь, стал для его жены знаком свыше, что ее мольбы услышаны и помощь будет.

Побег князя Игоря

Сбежать из плена князю помог половец Овлур (Лавур, Лавр) – христианин, русский по матери. Он достал коней и вывел пленника из половецкого стана.

Эта часть «Слова» особенна тем, что побег Игоря и Овлура автор изображает с минимумом реалистичных деталей, но, максимально насытив сказочно-мифологической составляющей. Сама природа укрывает беглецов, предупреждает об опасностях, не дает половецкой погоне возможности обнаружить и догнать.

А тем временем ханы Кончак и Кобяк решают, как быть с остающимся в плену сыном Игоря. Кобяк предлагает казнить княжича, Кончак – женить на знатной половчанке, повязав род Игоря политически – династическими связями. Кстати, у историков есть версия, что во время пребывания в плену Владимир Игоревич женился на дочери хана Кончака.

Беглецы, чтоб поскорее достичь Руси, загнав коней, обращаются в разных зверей, и подано это настолько двояко, что можно трактовать и как аллегорию, и как фантастическое допущение.

И в итоге Игорь и Овлур успешно достигают русских земель, что автор сравнивает с появлением на небе солнца после длительного периода ненастья. Заканчивается поэма «Слово о полку Игореве» третьей частью тем, что князь Игорь идет в городе Киеве по улице Боричевский извоз (улица есть и сейчас) к церкви Богородицы Пирогощи на Подоле, а все вокруг его славят, сравнивают с Солнцем:

Солнце светит на небе,
Игорь-князь в Русской земле

и славят его дружину. Все ликуют и воспевают князя-Игоря. Приводится сравнение — ликует природа также, как и ликует вся Русь.

Справочник для школьников
17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Елл

Подробно описано. и более обьемно чем обьясняют в школе.

Сергей

Очень интересная статья , получил массу нужной и полезной информации !

сергей

хорошо все описано но в истории очень много изьянов которые есть и в этом.

Сергей

Как бы помогла такая статься когда-то в школе не схватить пару. 🙂

Алексей

В школе за изложение на тему «Слова» я получил свои первые 2 балла. Знаете за что? За то, что родители мне рассказали, что поход на половцев был не далее чем километров на 10 и занял от силы несколько часов, а в произведении изложено так, будто поход длился долгие месяцы. Ну я так в своем изложении и написал.

Михаил

С удовольствием прочитал вашу статью.
Много интересной и полезной информации.

Sora

Эх, жаль в мои школьные годы не было подобных статей с разбором тех или иных литературных произведений — куча времени же экономится. И намного лучше, чем так называемые краткие содержания.
Спасибо за статью и немножко ностальгии 🙂

джамиля

историческая тема всегда полезна

Галина

Хорошая статья,прочитала с удовольствием,сразу вспомнила школу.

LancerX1976

Интересно иногда почитать как книгу по истории прочёл. Хорошо.

Олег

Спасибо за статью,а то в школе всё поверхностно.

Роман

Интересная и познавательно статья. Сам почерпнул для себя много нового. Молодёжи нашей побольше статей про историю земли русской читать полезно.

Артём

Очень интересное краткое содержание данной книги, сам эту книгу ранее не читал, а после прочтение подумал, а почему и не прочитать

Саша

У меня до сих пор есть эта книга, читал ее в детстве

владимир

интересно будет продолжение почитать

aleksey

Отличная статья. Узнал много полезного для себя.

Виктор

На мой взгляд, конкретно фрагмент «Плач Ярославны» связан больше с ролью и судьбе женщины, которая вынуждена оставаться одинокой, тосковать по любимому мужчине. Часто финалом таких историй являлась гибель любимого человека, пережить которую можно было только через сильные эмоции как плач. По моему мнению, здесь Ярославна отождествляет всех представительниц женского пола, которым пришлось столкнуться с такими сложностями.