Чичиков из «Мертвых душ» Гоголя

Образ Чичикова

Сюжетное содержание «Мертвых душ» — похождения Чичикова. Кто же герой этих похождений и какое у него право на внимание читателей? «Очень сомнительно, — говорит сам Гоголь, — чтобы избранный нами герой понравился читателям».

Кто такой Чичиков

Человек «темного и скромного» происхождения, Чичиков — «приобретатель», порождение той эпохи и того класса людей, для которых главным лозунгом жизни стало: «всё сделаешь и всё прошибешь на свете копейкой». Хозяином жизни становится капитал, и «благодать божия» начала таиться в шкатулках. С такой шкатулкой и разъезжает Чичиков, накапливая в ней своё богатство — те деньги, которые должны сделать его херсонским помещиком, дать ему усадебный уют, тёплое и сытное местечко в жизни, где он и будет, в довольстве и покое, доживать остаток своих дней, став «честным» и получив даже возможность оказывать «доброе влияние» на других.

Чичиков
Чичиков

И вот он скупает «мертвецов» у разоряющихся помещиков, которые закладывают свои имения, и он торопится это делать, так как «скоро во всей России может не остаться и угла, не заложенного в казне». С детских лет впитал он в себя мудрость, завещанную отцом: «беречь и копить копейку», которая «никогда не продаст и не выдаст». Жизнь научила его, что «прямой дорогой не возьмёшь и что косой дорогой больше напрямик».

Спекуляции и подделки

В истории его жизни, в длинной цепи его «подвигов», начиная со спекуляции школьных лет и кончая подделкой духовного завещания, спекуляция с мёртвыми душами кажется совсем невинной. Так «трудится» и изощряется, терпеньем, борьбой и страданьями добывая заветную копейку, Павел Иванович Чичиков, пленивший на первых порах весь город N, даже Собакевичу показавшийся «пре-приятным», и выявляющий свой идеал жизни в мечте при встрече с губернаторской дочкой: если к «славной бабёшке» да придать двести тысяч приданого, то «это могло бы составить, так сказать, счастье порядочного человека».

На фоне дворянского оскудения и попыток части дворянства искать спасения на путях капитализирующегося хозяйства и вывел Гоголь своего героя — приобретателя, «херсонского помещика», рыцаря копейки, вложив в образ Чичикова огромный социальный смысл.

Чичиковы Николаевской поры

Чичиковы — приобретатели, скупщики барского добра, мнимые или действительные «миллионщики» — были для Гоголя грозным и печальным предзнаменованием. Судьба дворянского класса тревожила Гоголя. Его «идеальный» помещик-промышленник Костанжогло, у которого «всё было в порядке необыкновенном», «обильно и хлебно повсюду», крестьяне богаты и «даже мужичья свинья глядела дворянином», который сам работал, как вол, и у которого «всякая дрянь давала доход», — этот необыкновенный помещик, созданный воображением Гоголя, должен был, по мысли автора, указывать беспутному, ленивому и нерадивому русскому помещику, как надо хозяйничать, где лежит путь спасения для разоряющегося помещичьего класса.

Помещики Чичиковы

В «Мёртвых душах», поэме, посвящённой поместному дворянству, изображён (на втором плане) и «герой» «Ревизора» — чиновничество. Оно повысилось в ранге — из уездного стало губернским, но его «кривая рожа» осталась той же. От мелкой канцелярской сошки, Ивана Антоновича — «кувшинного рыла», до добряка-губернатора, вышивающего по тюлю, охвачена губернская чиновничья среда.

«Чудотворец» полицеймейстер, «отец и благодетель в городе», «в лавки и гостиный двор наведывавшийся, как в собственную кладовую»; остряк и «философ» почтмейстер, так неудачно предположивший, что Чичиков — это капитан Копейкин, которому в кампанию двенадцатого года оторвало руку и ногу; делец-юрисконсульт, умеющий так замутить и спутать всякое дело, что уже никак нельзя разобрать, где же в этом деле «главнейшая чепуха»; «чиновная особа» Самосвитов, эпикуреец, отличный товарищ, кутила и «продувная бестия», и все другие «властители» города N (в первом томе) — как бы продолжают собой, как верхние ступени, чиновничью лестницу, идущую от «Ревизора».

Портреты чиновников
Портреты чиновников

Губернские дамы точно так же представляют собой, лишь более утончённую по сравнению с выведенной в «Ревизоре», разновидность обитательниц печального мира пошлости, мелочности, сплетен и пустопорожней болтовни. Юмористически поданный городской пейзаж и жанровые сцены и описания (бал у губернатора, «закуска» у полицеймейстера, канцелярское царство палатских чиновников) дополняют картину городской чиновничьей среды.

Русское крепостное крестьянство

Рисуя провинциальную помещичью жизнь, кочуя с Чичиковым по усадьбам, Гоголь скупо показал русское крепостное крестьянство. Селифан и Петрушка, дядя Митяй и дядя Миняй, дворовая девочка Коробочки; вкрапленные замечания о деревне и дворовых помещика, как фон для портрета; типичные образы крестьян, купленных Чичиковым, среди которых мелькает и умерший «богатырь» Степан Пробка, и беглый дворовый Плюшкина Абакум Фыров, шумно и весело гуляющий на Волге с бурлацкой ватагой, — вот почти всё, что дают «Мёртвые души» в показе крепостного крестьянства.

Размышления автора

Композиционной особенностью «Мёртвых душ» являются размышления и лирические отступления, в которых звучит авторский голос.

Таковы, например, размышления о «толстых» и «тонких», о «господах большой руки» и «господах средней руки», о «человеческих страстях» и о том, что «у всякого есть свой задор», о разных, свойствах русского человека, о том, как сильно и метко выражается русский народ, и т. д. Иногда эти размышления касаются персонажей поэмы, уясняя понимание их типичности (например, о том, «точно ли Коробочка стоит так низко»).

В рассуждении о судьбе двух писателей (начало главы VII) Гоголь даёт глубоко интересную автохарактеристику, а в других отступлениях намекает на ещё не раскрытый замысел дальнейшего продолжения поэмы и дальнейшей судьбы Чичикова. В воспоминаниях о своей юности (начало главы VI), в призыве к молодому поколению по поводу «бесчеловечной старости» (в главе о Плюшкине), в «стихотворении в прозе» о «далёкой, далёкой дороге» звучит задушевная грусть лирического поэта, а в обращении к Руси (глава XI) и в заключительных строках первого тома (Русь — «необгонимая тройка») — высокий пафос любви к родине и веры в её великое будущее.

Белинский о «Мертвых душах»

«Мёртвые души» стали огромным событием русской литературной жизни 40-х годов и до наших дней остаются живой и волнующей книгой. Отмечая неслыханный успех «Мёртвых душ», Белинский писал о том, что «Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность», что, написав «Мёртвые души», Гоголь стал «русским национальным поэтом», так как «русский дух ощущается и в юморе, и в иронии… и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц». Герцен отозвался на поэму верным и проницательным замечанием:

Мёртвые души» Гоголя — удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых навозных испарений, там он видит удалую, полную силы национальность. Портреты его удивительно хороши, жизнь сохранена во всей полноте, не типы отвлечённые, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз».

Бедность нашей жизни и Чичиковы

Создавая «Мёртвые души», Гоголь шёл к осуществлению того своего взгляда на искусство, который он выразил в письме к Жуковскому (в 1848 г.): «Искусство должно изобразить нам таким образом людей земли нашей, чтобы каждый из нас почувствовал, что это живые люди, созданные и взятые из того же тела, из которого и мы», и добавлял: «искусство должно выставить нам на вид все доблестные народные наши качества и свойства…»

Сам он в поэме своей клеймил «пошлость пошлого человека»; в горечи смеха, сквозь незримые миру слёзы, он «выставлял напоказ бедность нашей жизни», изображая эту духовную нищету дворянства и чиновничества в свете своего, гоголевского юмора, который Белинский охарактеризовал как «комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти, уныния».

Это не помешало ему, однако, признать, что первым и главным предметом высокого лиризма лучших русских поэтов было величие России. А когда перед его мысленным взором раскрывалось «могучее пространство» родной страны, её «необъятный простор», он спрашивал:

«Русь! Русь!.. Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю?..»

В этих словах выражена глубокая, неподдельная любовь Гоголя к родине, к народу, искренняя вера в его могучие, богатырские силы. Он стремился показать величие Руси и её светлое, богатое будущее. И как верный сын великого народа Гоголь беспощадно карал ненавистный ему мир угнетателей народа — Собакевичей, Чичиковых, Маниловых, Коробочек, Ноздрёвых, Плюшкиных. Образ Чичикова — это образ приспособленца, готового на все, на любую подлость, ради копейки.

Справочник для школьников
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Мира

Чичиковы никогда не переведутся.

Последний раз редактировалось 2 лет назад Мира ем
masterpochemu
Ответить на  Мира

Будем надеяться на лучшее.

Влад

Всегда любил «Мертвые души» за простоту повествования и неплохую комедийную составляющую. Но, к сожалению, с каждым новым поколением будет все меньше понимающих юмор и шарм этого произведения. Образ Чичикова действительно вечен, только раньше если человек встречал за жизнь хотя бы парочку подобных, это уже было необычно. А сейчас каждый 3 хочет быть Чичиковым. Боюсь, что рано или поздно, «неЧичиковы» будут казаться всем ненормальными, потому что уже сейчас для большинства жить ради денег – это норма.

Виктор

После прочтения хочу дополнить, по моему мнению, образ Чичикова строится из «прошлой жизни» самого Гоголя. Поэт в письме Жуковскому хоть и клеймит пошлость в других людях, скорее всего, только по причине этого внутреннего чувства в самом себе. Гоголь часто борется со своими же страхами и негативными чертами личности в произведениях, поэтому образ Чичикова, в какой-то доле, может принадлежать самому Гоголю.