Содержание
Историческая основа «Слова о полку Игореве»
Территория древней Руси в эпоху XI— основа XII веков делилась на ряд княжеств: Диев-«Слова». ское, Черниговское, Новгород-Северское, Переяславское, Галицкое, Волынское, Полоцкое, Смоленское, Муромо-Рязанское, Владимиро-Суздальское, Турово-Пинское, Новгородское и Тмутараканское. Древняя Русь вела оживлённую торговлю с Византией по великому водному пути «из Варяг в Греки» — Нева, Ладожское озеро, Волхов, Ильменское озеро, Ловать, притоки Западной Двины, Днепр, Чёрное море. В некоторых местах этого пути приходилось тащить лодки по суше — «волоком», например в том месте Днепра, где расположены были пороги, представлявшие большие трудности для торговых караванов. Здесь лодки тащили «волоком» по берегу Днепра в обход его порогов.
Содержание и план
«Слово о полку Игореве» является высокопоэтическим произведением. Всё проникнуто глубоким лирическим настроением, отличается обилием ярких образов и картин и по своему плану представляет стройное художественное целое. «Слово о полку Игореве» состоит из трёх частей: вступления, главной части и заключения. Во вступлении автор ставит вопрос, излагать ли ему события «по былинам сего времени», то есть в строгом соответствии с действительным ходом событий, как они излагаются, например, в летописи, или «по замышлению Бояна», то есть свободно, творчески перерабатывая материал в соответствии с требованиями поэтического замысла и воображения. Главная часть в свою очередь распадается на три раздела. В первом разделе изображается поход Игоря и его товарищей против половцев (выступление в поход вместе с братом Всеволодом, победа над половцами в первый день, тяжёлое поражение на другой день и печальные последствия этого поражения). Во втором разделе автор переносит нас в Киев к великому князю Святославу Всеволодовичу, который незадолго перед походом северских князей нанёс сокрушительный удар половцам. Тем сильнее отзывается в его сердце весть о поражении северских князей. «Туга ум его полонила», и ему снится вещий сон. Затем он произносит «золотое слово, со слезами смешанное». Он горько упрекает храбрых северских князей за их несвоевременный поход и мысленно обращается к другим современным ему князьям с горячим патриотическим призывом «вступиться за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы». Эта песнь о великом князе киевском представляет поэтический контраст с изображением северских князей: широкий, общерусский патриотизм и государственная мощь киевского князя явно противопоставлены политической узости и переоценке ими своих сил.
Патриотичность произведения
Из краткого обзора содержания «Слова» видно, что это произведение представляет живой отклик на самые жгучие, острые вопросы и события общественной жизни той эпохи. Дело шло о защите Русской земли от иноземных захватчиков и поработителей, о непрерывной борьбе русских со степными кочевниками — сначала с печенегами, а с 1061 г. с половцами, кочевавшими в приднепровских и придонских степях. Опасность этой борьбы усиливалась тем, что русские княжества выступали против внешних врагов разрозненно. «Слово о полку Игореве» и представляет страстный призыв к объединению русских князей перед лицом внешней опасности. Несчастия, которые обрушились на Русь после победы половцев, — это, на взгляд автора «Слова», печальный, но неизбежный результат эгоистической политики русских князей, заявлявших: «это — моё, а то — моё же!» Рассказывая о поражении северского князя Игоря, автор гневно клеймит княжескую междоусобицу и убеждённо выступает в роли политического агитатора за сплочённость Русской земли. Центральное место в произведении занимает знаменитое «золотое слово» киевского князя Святослава. Загородить острыми стрелами дорогу врагам на Русь, вступить в золотые стремена, отомстить «за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святославича»— таков пламенный призыв автора «Слова о полку Игореве», вложенный в обращение Святослава. В этом призыве к объединению всех живых русских сил для борьбы с внешним врагом и заключается основная патриотическая идея «Слова о полку Игореве». Карл Маркс в своём письме к Энгельсу в 1856 г. формулировал эту идею в таких словах: «Смысл поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов». Эта идея единства Русской земли в ту эпоху, в условиях феодальной раздроблённости, имела чрезвычайно важное значение. Только опираясь на эту идею, можно было дать единственно верное направление внешней и внутренней политике. Международная обстановка в то время требовала объединения всех сил Руси для защиты самостоятельности, для обеспечения самой возможности развития русской культуры. Нападения на южные границы Руси со стороны степных кочевников (печенеги, хазары, половцы, татары), нажим на западные границы со стороны немцев, шведов, поляков диктовали необходимость сплочения в единое, целостное государство, мощное и своей военной силой, и сознанием своей культурно-исторической самобытности. Такие литературные произведения, как «Слово о полку Игореве» с его пламенным призывом к единению, содействовали сплочению Руси. Но не надо забывать, что «Слово о полку Игореве» — произведение художественное, поэтическое. Оно выражает свой идейный замысел не отвлечённо, не рассуждением, не логическими доводами, а целой системой конкретных образов и картин, лирических отступлений, наконец композиционных приёмов. На этих сторонах поэтического характера памятника мы и должны остановиться.Жанр «Слова о полку Игореве»
В первом издании, в 1800 году, «Слово о полку Игореве» было названо «героической песнью о походе на половцев». И действительно, «Слово» по своему жанру представляет собой героическую поэму. Этим именем мы называем такое поэтическое произведение, которое, изображая выдающееся событие из народной жизни, рисует в ярких, выпуклых образах героические черты целого народа и его вождей. Отсюда — приподнятый, торжественный тон поэмы, её красочный язык, лирический пафос, воодушевление. Все эти особенности присущи «Слову о полку Игореве».Композиция
Если сравнить «Слово о полку Игореве» с летописной повестью о походе северских князей против половцев, то легко заметить отличительные особенности композиции этого произведения. Летописец, ставя своей задачей сообщение строго фактических данных о походе, излагает материал в хронологической последовательности, в полном соответствии с действительным ходом событий. Автор «Слова о полку Игореве», напротив, подчиняясь требованиям своего идейного замысла, не всегда следует «былинам сего времени» и, по примеру Бояна, даёт волю творческому воображению — как бы восполняет действительность образами фантазии (например, приписывает киевскому князю вещий сон и «золотое слово, со слезами смешанное», создаёт поэтический образ Ярославны, рассказывает о содействии природы побегу Игоря). Расположение материала в «Слове» определяется стремлением автора произвести на читателя более сильное впечатление: например, вслед за поражением Игоря автор переносит читателя в Киев, в «гридницу» Святослава, чтобы путём контраста ярче оттенить военную мощь и государственную мудрость киевского князя. Картина солнечного затмения в «Слове» не приурочена к тому хронологическому моменту, что в летописи (когда Игорь был уже у Донца), а подвинута к самому началу похода. Этим достигнут большой художественный эффект в характеристике Игоря, так как тем самым сильнее подчёркивается его мужество и героизм. Плач Ярославны играет важную композиционную роль в «Слове» благодаря тому месту, которое он занимает в общем составе произведения: Ярославна оплакивает разлуку со своим мужем не перед началом его похода и не сейчас же после пленения, а непосредственно перед побегом его из плена. Благодаря этому плач Ярославны приобретает значение магического действия, совершающего чудо спасения Игоря из плена всемогущей силой любви.Образ Бояна
Боян — древнерусский песнотворец эпохи Ярослава Мудрого. Он помнил усобицы старых времён и слагал песни в честь Ярослава старого, храброго Мстислава (брата Ярослава), который зарезал Редедю перед полками косожскими, прекрасного Романа Святославича (внука Ярослава). Его песнь поражала слушателей свободным полётом фантазии, широким творческим размахом — от одной эпохи он смело переходил к другой, сопоставляя и противопоставляя различные лица, местности, события, например: «Кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве».
«Не буря занесла соколов через поля широкие, не галки стаями бегут к Дону великому».
«Хоть тяжко голове без плеч, — худо и телу без головы», «Ни хитрому, ни умному суда божия не миновать».
Образ Игоря Святославича
В образе Игоря прежде всего отмечается беззаветная храбрость, «ратный дух», воинский пыл. Преисполнившись ратного духа, повёл он свои храбрые полки на половцев. Его не смущает дурное предзнаменование в виде солнечного затмения:«Лучше быть убитыми, — сказал он дружине,— чем полонёнными; сядем, братия, на своих борзых коней да посмотрим синего Дона».

«Хочу, — сказал он, — поломать копьё о конец поля половецкого». «С вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона».
«Без славы пролили вы кровь поганых». «Вы сказали: будем одни мужественны, одни захватим будущую славу да и прежнюю сами поделим».

Образ Всеволода
Брат Игоря Всеволод особенно ярко очерчен со стороны своих отношений к дружинникам. Он — примерный князь-воин. Он составляет нераздельное целое с дружинниками. Он воспитал в них воинскую доблесть, гордится их боевыми качествами.«Мои куряне, — говорил он, — опытные воины: под трубами пелёнаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены; сами скачут, словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».

Образ великого князя киевского Святослава
Образ великого князя киевского противопоставлен северским князьям. Ему приписывается прежде всего сокрушительная военная мощь. Он — гроза половцев. Навёл он трепет на них своими сильными полками и харалужными мечами, наступил на землю половецкую, притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озёра, иссушил потоки и болота. А поганого Кобяка из лукоморья, из полков половецких, словно вихорь, исторгнул — «пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой». В противоположность северским князьям, он — яркий выразитель общерусских интересов в борьбе против половцев, носитель идеи единства Русской земли в эпоху её феодальной раздроблённости. Поэтому он скорбит о розни и разъединении русских князей перед лицом внешней опасности.
«Вот зло, — говорит он, — князья мне не в помощь… Что сотворили вы моей серебряной седине?»
Образ Ярославны
Ярославна — жена Игоря, дочь галицкого князя Ярослава Осмомысла, Евфросиния. Это глубоко пленительный, полный лиризма образ древнерусской женщины. Она прежде всего — воплощение трогательной супружеской любви. Она скорбит о разлуке с мужем и шлёт ему свои слёзы на море, в землю половецкую, где томится он в плену. Она остро переживает его раны и страдания и стремится всем сердцем помочь ему, утереть «князю кровавые его раны на могучем его теле». Она обращается к ветру, Днепру и солнцу с мольбой о чуде, об освобождении Игоря из плена. Ио её скорбь не чужда и гражданского, патриотического оттенка.
«Зачем, владыка, ты простёр свои знойные лучи на воинов моего мужа? В безводной степи жаждою стянул им луки, печалью заткал им колчаны».
Лиризм «Слова о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» является глубоко прочувствованным произведением. Оно насквозь лирично. Это не эпическое повествование, спокойно и последовательно излагающее ход событий, а лирико-эпическая поэма, как бы сразу и стихийно вылившаяся из взволнованной души автора. Он кровно, непосредственно связан с теми лицами, о которых говорит, но ещё ближе, ещё дороже ему страна и народ, земля Русская, судьба которой образует как бы единую, основную подпочву всего его лиризма и вдохновения. Какие приёмы использованы автором для создания лиризма? Прежде всего, всё «Слово о полку Игореве» облечено в форму живой речи, непосредственно обращённой к слушателям, которых певец называет «братьями». Живую, страстную речь произносит не только автор, но и действующие лица — Всеволод, Ярославна, Святослав киевский. Каждый из них по-своему переживает совершающиеся события, но все они глубоко потрясены и дают выход своим чувствам в лирической, эмоциональной речи:- Всеволод обращается с речью к любимому брату и соратнику;
- Ярославна — с мольбой к стихиям природы;
- Святослав — с упрёками к северским князьям, с призывом о поддержке — к остальным русским князьям.
Система изобразительных средств в «Слове о полку Игореве»
Лирической установке «Слова» подчинена и вся система его изобразительных средств. В «Слове о полку Игореве» все его элементы включены в единую лирическую систему. В летописи нет отвлечённых понятий и мёртвых, безучастных вещей, — всё живо, всё одушевлённо, всё охвачено единым лирическим настроением. Природа так же чувствует горечь и боль поражения Игоря, как и Ярославна: «Никнет трава от жалости, а дерево печально к земле приклонилось». Природа же после плача-заклинания Ярославны содействует побегу Игоря.«Донец сказал: «Князь Игорь! не мало тебе славы, а Кончаку досады, а Русской земле веселия!»
«Тут нехватило кровавого вина; тут пир докончили храбрые русские; сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую».

«На другой день очень рано кровавая заря рассвет возвещает, чёрные тучи идут с моря, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому. Идти дождю стрелами с Дону великого!»
«На Немиге (приток Свислочи) стелют снопы из голов, молотят булатными цепами, на току жизнь кладут, веют душу от тела». Либо, наконец, это живое ощущение связи между павшими в бою героями и их родиной, оплакивающей гибель своих лучших сынов: «Чёрная земля под копытами была засеяна костьми, полита кровью, печалью взошёл (этот посев) на Русской земле».
Автор «Слова о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» — произведение индивидуального творчества. Язык этого произведения, вся система его образов и композиционных приёмов обнаруживают высокое литературное мастерство и серьёзное образование автора. Автор «Слова о полку Игореве» проявил хорошее знакомство с литературными произведениями своего времени, обнаружил солидный запас исторических, географических и политических знаний, способность разбираться в сложной сети междукняжеских и международных отношений, в вопросах внутренней и внешней политики. Всё это показывает в авторе человека недюжинного образования, с широким умственным кругозором. Вероятнее всего, это был один из дружинников великого князя киевского Святослава. Кто бы ни был автор «Слова», это во всяком случае был человек с глубоким чувством Родины, с ясным сознанием тех очередных политических задач, которые стояли тогда перед русским народом. Его можно назвать народным певцом.
Значение «Слова о полку Игореве»
Таким образом, «Слово» по основной своей идее возвышалось над узко классовыми интересами господствующих социальных групп и выражало общенародные настроения и стремления. Потому-то значение «Слова» далеко выходит за пределы своего времени. Возвышенная идейность «Слова», его лиризм, высокое художественное мастерство являются причиной того сильного воздействия, которое и сейчас оказывает на читателя этот величайший памятник древнерусской литературы. Исключительные поэтические достоинства «Слова», резко выделяющие его среди других памятников древнерусской письменности, были причиной того, что некоторые исследователи находили невозможным отнести его создание ко времени Киевской Руси и считали его позднейшей подделкой. В завязавшемся споре принял участие и Пушкин, отстаивавший подлинность «Слово о полку Игореве», которое он высоко ценил. Впрочем, сомнения в подлинности «Слова» лишились всякой опоры после открытия и исследования некоторых других произведений древнерусской литературы, в которых явно сказывается влияние «Слова». Ярким примером такого влияния является «Задонщина» — повесть о Куликовской битве 1380 года. Эта повесть была написана в начале XV века брянским боярином, впоследствии рязанским священником Софонием. Автор «Задонщины» явно подражал «Слову о полку Игореве» и в общем плане произведения, и в приёмах обработки исторического материала.Мировое значение летописи
«Слово о полку Игореве» — поэтический памятник мирового значения. Оно превосходит такие средневековые поэмы, как «Песнь о Роланде» (Франция) и «Песнь о Нибелунгах» (Скандинавия). Черты превосходства его над этими памятниками следующие.
Наконец-то подробный и понятный анализ. 🥺✨
Спасибо. Очень познавательно.