Деятельность человека — понятие, виды и особенности

Деятельность человека

Люди не могут жить без активности и долгое время не удовлетворять собственные потребности. Достижение собственных интересов в процессе взаимодействия с миром называется деятельностью человека. Она имеет свои виды и формы, цели и мотивы, а также существенно отличается от активности животного.

Понятие деятельности человека

Деятельность человека – это его осознанное взаимодействие с миром, которое приводит к его подчинению и (или) преобразованию для достижений целей человека. Имеет много форм и видов, осуществляется исходя из личных потребностей и ценностей человека с использованием целого комплекса инструментов и средств.

Классификация видов деятельности

Активность человека многообразна, поэтому в науке принято разделять виды деятельности на группы, с использованием нескольких оснований для такого деления.
Так, в зависимости от результатов деятельности она бывает материальной и духовной.

Духовная деятельность заключается в создании нравственных ценностей, идей, художественных образов. В ней выделяют несколько подвидов:

  • ценностно-ориентировочную, в процессе которой человек выражает свое отношение к внешнему миру;
  • прогностическую, которая заключается в попытках предугадать дальнейший ход развития событий;
  • познавательную, представленную художественными, мифологическими или религиозными образами.

Материальная деятельность направлена на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека. В ней выделяют:

  • материально-производственную деятельность, в процессе которой происходит преобразование окружающей природы;
  • социально-преобразовательную, когда изменениям подвергается общество.

Встречаются также иные классификации видов деятельности человека. Так, в зависимости от ее соответствия правовым нормам, выделяют легальную (законную) и незаконную деятельность. В зависимости от сферы, в которой она осуществляется, деятельность делится на духовную, экономическую, политическую и социальную. Деятельность социальной группы или общности называются коллективной. Если же она осуществляется одним человеком, принято говорить об индивидуальной деятельности.

Структура деятельности

Деятельность человека является многогранным процессом, который состоит из отдельных стадий и элементов. Первичен в этом процессе объект – конкретный человек или общественная группа, которые своими действиями преображают мир вокруг. Объектом, в свою очередь, является та часть общественных отношений, отдельные люди или их общность, на которую воздействуют субъекты.

Поскольку человек – разумное существо, в любом его действии есть побуждающий мотив (потребность, заставляющая его действовать тем или иным образом). При этом субъект ясно представляет себе результат, которого хочет достичь (цель).

Чтобы приблизиться к намеченной цели, необходимы действия и инструменты. Они также являются составной частью структуры деятельности человека. Достигнутый результат деятельности – это конечный ее элемент, то, чего удалось достигнуть в процессе.

Понятие и виды мотивов

Мотив – это сила, которая вынуждает человека приступить к активной деятельности. Такой силой могут служить личные увлечения или навязанные обществом установки, собственные эмоции или хобби, интересы.

Мотивом служит удовлетворение потребностей, которые условно делят на три группы:

  • биологические;
  • социальные;
  • духовные

Биологические потребности объективно важны, к ним относятся потребность в пище, сне, благоприятных условиях проживания. Духовные потребности удовлетворяются путем познания мира и художественных ценностей, через нравственное развитие и совершенствование. К числу социальных потребностей относятся те, которые обусловлены проживанием человека в обществе: желание самоутверждения, авторитета у коллег, устойчивых социальных связей.

Чем выше ценность той или иной потребности, тем сильнее мотивы человека, побуждающие его к осуществлению конкретного вида деятельности.

Цель

Применительно к деятельности человека цель – это идеальный образ ожидаемого результата. Возможность достигнуть ее зависит в том числе от того, насколько правильно человек подберет средства на пути к ней.

Цель может не осознаваться до конца, однако всегда определяется исключительно ценностями и потребностями человека. Неправильная постановка цели или ориентир на результат, который заведомо не достижим, могут вызвать разочарование человека, однако не обесценивают его деятельность. При правильном планировании каждый способен достичь задуманного результата.

Если же цель не была достигнута, у человека остается опыт, который он может использовать в дальнейшем самостоятельно или передать его друзьям, ученикам, коллегам.

Средства

К их числу можно отнести орудия труда и профессиональный опыт, простые бытовые знания (житейскую мудрость) и физическую силу. Как правило, чем большее число средств использует человек, тем выше для него вероятность достижения положительного результата своей деятельности.
В самом общем виде средства достижения цели можно поделить на духовные, не имеющие овеществленной формы и материальные, которые делятся в свою очередь на инструменты и природные материалы.

Действия человека

В зависимости от мотивов, которые побуждают человека проявлять активность, М. Вебер делил действия на 4 категории:

  • аффективные, которые совершаются под влиянием эмоций и разумом не контролируются;
  • целенаправленные (действия, которые гарантированно приведут к достижению положительного результата);
  • традиционные – действия, которые совершаются по привычке, в силу их многолетнего повторения;
  • ценностно-рациональные (вызваны уверенностью человека в значимости и важности поставленной им цели).

Выбор конкретных действий, которые необходимы для достижения результата, человек осуществляет самостоятельно, на стадии планирования своей деятельности. В ряде случаев для того, чтобы добиться цели, достаточно использовать всего одно средство, в других ситуациях необходим комплекс мер и последовательных действий.

Результат деятельности

После завершения деятельности человек анализирует ее результат, оценивая его как положительный (позитивный) или отрицательный (негативный).

Положительный результат означает, что человек достиг поставленной цели. Отрицательный же такой цели не соответствует.

Негативный результат может быть вызван как влиянием внешних факторов, так и внутренними причинами.

К внешним факторам можно отнести:

  • противодействие со стороны третьих лиц, вмешательство природных сил и иные не зависящие от воли конкретного человека обстоятельства;
  • ухудшение условий деятельности относительно изначально существовавших.

К числу внутренних причин, которые привели к отрицательному результату, можно отнести:

  • неправильный выбор средств и инструментов, которые использовались для достижения цели;
  • ошибка в постановке такой цели, ее неверное определение;
  • ошибочные действия на пути к достижению запланированного результата;
  • отказ учитывать объективные особенности окружающей среды и иных условий, которые могут повлиять на достижение цели;
  • постановка цели, которая объективно не может быть достигнута.

Достижение результата или невозможность его добиться – конечная стадия деятельности человека. После этого обычно человек переключается на другую задачу или совершенствует полученный опыт, сокращая время достижения той же цели или количество средств, затраченных для этого.

Формы деятельности

В зависимости от того, каких качеств от человека требует та или иная деятельность, с какой целью она осуществляется и к чему приводит, принято выделять несколько ее форм.

Виды деятельности человека

Трудовая деятельность

Целью труда является создание продуктов (как духовных, так и материальных), предназначенных для удовлетворения тех или иных потребностей общества в целом и человека в частности.

В процессе труда у человека формируются полезные навыки, развиваются творческие и физические способности, вырабатываются настойчивость, целеустремленность и самостоятельность.

Трудовая деятельность
Трудовая деятельность

Характерными чертами такой деятельности являются:

  • необходимость и целесообразность;
  • наличие цели, связанной с достижением определенного результата;
  • необходимость обладать определенными умениями, знаниями и навыками для достижения цели;
  • нацеленность на достижение результата;
  • преобразование личности и общества;
  • формирование у личности нравственных качеств и физических навыков.

Выделяют несколько видов труда. Среди них:

  1. Умственный – осуществляется посредством обработки, анализа и усвоения информации. При этом необходимы хорошая память, активное мышление и хорошее внимание;
  2. Физический, характеризующийся нагрузками на организм человека в целом и опорно-двигательный аппарат в частности. Степень воздействия труда на организм зависит от его конкретного вида (по способу осуществления): механизированный, ручной, автоматизированный или труд на конвейере;
  3. Смешанный труд представляет собой деятельность, в процессе которой человеку необходимо прилагать как умственные, так и физические усилия.

В зависимости от того, на достижение какого результата направлена трудовая деятельность, ее принято делить на следующие виды:

  • политическая (осуществляется всеми людьми в соответствующей сфере жизни общества);
  • художественная, в результате которой создаются произведения искусства;
  • производственная – создание материальных объектов, необходимых в повседневной жизни;
  • государственная – осуществляется представителями органов власти в порядке, закрепленном в законах;
  • военная, цель которой – защита страны;
  • интеллектуальная, заключающаяся в научных исследованиях, изучении мира, человека и общества.

Труд как вид деятельности направлен прежде всего на достижение результата, который может быть применим на практике. Следовательно, он должен быть целесообразным, осуществляться с определенным уровнем мастерства, способствовать преобразованию внешнего мира.

Игровая деятельность

Игра – пример развивающей деятельности, которая затевается с единственной целью: получить удовольствие от процесса. Она осуществляется относительно свободно, но, тем не менее, ограничена наличием ряда правил. Чаще всего такая форма деятельности используется детьми, однако и взрослые люди иногда прибегают к ней.

Игровая деятельность
Игровая деятельность

Игра от труда отличается тем, что не является продуктивной, так как главное в ней – процесс, а не достижение конкретного результата.

Характерными чертами такой деятельности являются:

  • наличие условно смоделированной ситуации;
  • четко установленные правила, которых должны придерживаться все участники игры;
  • в качестве реальных предметов часто применяются иные вещи, которые мысленно наделяются необходимыми свойствами;
  • целью игры является формирование определенных навыков. Так, цель деловой игры – получение навыков ведения переговоров, быстрого поиска оптимального управленческого решения;
  • в процессе игры происходит формирование определенных черт личности и нравственных качеств.

Творчество (продуктивная деятельность)

Цель такого вида деятельности – создание продукта, который ранее не существовал и, следовательно, является уникальным. Творчество может выражаться в форме материальных объектов, а может и не иметь вещественного воплощения, и, следовательно, относится как к материальной, так и к духовной деятельности.

Творческая деятельность
Творческая деятельность человека

Характерными чертами творчества являются:

  • использование в процессе такой деятельности воображения (способности к созданию новых мысленных и чувственных образов);
  • необходимость применения фантазии, с помощью которой создаваемые объекты приобретают уникальность и яркость;
  • использование интуиции (способности получать знания, четко не осознавая способы их получения);
  • комплексное применение опыта и знаний, ранее накопленных человеком и обществом в целом.

Учебная деятельность

Направлена на изучение самого человека, а также мира и общества в целом. Учебная деятельность развивает мышление и речь, стимулирует творческие процессы, улучшает память и позволяет приобрести профессию.

Учебная деятельность
Учебная деятельность

Характерными чертами учебы являются:

  • направленность на формирование профессиональных навыков и знаний для успешного выполнения служебных функций;
  • позволяет человеку освоить нормы и ценности, закрепленные в объектах культуры (как национальной, так и мировой);
  • способствует психическому развитию личности;
  • осуществляется посредством освоения опыта и знаний, которые принадлежат прошлому поколению;
  • способствует формированию собственного мировоззрения у человека и развивает его личность.

Самостоятельным видом учебной деятельности является самообразование – процесс самостоятельного изучения человеком тех или иных знаний, вызванный наличием собственной потребности в этом.

Кроме того принято выделять организованное обучение (осуществляется в школах, детских садах ВУЗах) и неорганизованное, которое сопутствует основному виду деятельности человека. Так, в игровой форме можно научиться считать или разговаривать по-английски. При этом основной деятельностью будет игра, а учеба – лишь ее вторичным продуктом.

Деятельность и общение

Единого мнения о том, является ли общение самостоятельной формой деятельности человека, в научной и учебной литературе не существует.

Под общением принято понимать процесс взаимодействия людей, в рамках которого они знакомятся, устанавливают первичный контакт и развивают его, обмениваются эмоциями и знаниями.

Общение, безусловно, облегчает осуществление любой формы деятельности, будь то труд или учеба. Кроме того, оно благотворно влияет на личность, делая ее более социализированной и развитой.
Все средства общения принято делить на две большие категории:

  1. Вербальные, к которым относится письменная и устная речь;
  2. Невербальные, к числу которых относят жесты, позы, мимику.

Важно, что для общения не всегда необходим реальный и осязаемый субъект. Так, человек может общаться с животным, вести внутренний воображаемый диалог с другом, живущим далеко, мысленно воспроизводить общение двух или более книжных героев.

Общение в жизни человека выполняет ряд важнейших функций. Среди них принято выделять:

  1. Эмоциональную. Общение помогает понять переживания другого человека и транслировать свои собственные мысли и эмоции в мир;
  2. Интегративную, выражающуюся в объединении людей;
  3. Социализирующую. Общение позволяет сформировать личность и, следовательно, быть более успешным в обществе и взаимодействии с другими людьми;
  4. Трансляционную, которая выражается в способности общения передавать свой опыт и знания другим поколениям, а не только своим реальным собеседникам и современникам;
  5. Идентификационную. В рамках общения человек тем или иным образом проявляет себя, что позволяет причислить его к той или иной социальной группе и исключить сообщества, чуждые ему.

Нередко к виду общения причисляют и коммуникацию. Однако с точки зрения обществознания, эти два понятия не являются однородными. Безусловно, коммуникация тоже связана с передачей информации. Но передается эта информация в одностороннем порядке – например, через СМИ. При общении, напротив, человек имеет возможность получить обратную связь или сам отреагировать на информацию от своего собеседника.

Особенности деятельности человека

Изучив структуру, основные виды и формы деятельности человека, можно выделить ряд ее отличительных особенностей.

Так, первым таким признаком является продуктивность, то есть направленность на достижение определенного результата.

Во-вторых, деятельность человека отличается целенаправленностью, так как не имеет смысла без цели.

В-третьих, приступая к тому или иному виду деятельности, человек тщательно планирует результат, которого хочет достичь в ее процессе.

Общественный характер деятельности как ее особенность означает, что она осуществляется много лет подряд, несколькими поколениями, и в определенном смысле является продуктом истории.

В связи с направленностью деятельности на изменение окружающего мира, принято говорить о ее преобразующем характере.

Одним из важнейших признаков любой деятельности является систематичность, то есть ее постоянное и практически непрерывное, чаще всего — ежедневное осуществление.
Отличие деятельности человека от активности животного

Взаимодействуя с окружающим миром, человек преобразует его с целью удовлетворения личных потребностей. Животное же таких возможностей не имеет, поэтому проявления животного во внешнем мире принято называться активностью.

Сравнение деятельности человека и активности животного

Люди преобразуют внешний мир под свои потребности, совершая для этого комплекс четко спланированных действий. Животные же таких возможностей не имеют, поэтому вынуждены мутировать, менять окраску или территорию обитания.

Человек способен критически оценить ситуацию и на основе такого анализа спланировать свои действия. Животное же подчиняется только инстинктам, не обладая возможностью прогнозирования.

Чтобы усилить свои физические возможности, человек создает и использует орудия труда, технические средства и иные инструменты. Животному такие возможности недоступны: все, что у него есть, только собственное тело.

Человек совершает активные действия, чтобы создать новый материальный или духовный объект, достичь чего-то. У животного же есть только две основных цели: удовлетворить свои физические потребности и обеспечить собственную безопасность.

Необходимость проявлять активность у животных вызвана эволюцией и естественным отбором. Тогда как деятельность человека логически обоснована предыдущим опытом развития общества и знаниями предков.

Вовлекается в деятельность человек в процессе социализации и воспитания. Активность животных, напротив, продиктована их природой и не зависит от наличия в их окружении других особей.

Значение деятельности в жизни человека

Деятельность человека – форма его самовыражения вовне. Следовательно, именно по ней можно судить о том, насколько развита его личность, достоин ли он уважения и признания. Таким образом, деятельность человека способствует формированию самооценки и уверенности в себе.

В процессе игры, труда, обучения или творчества человек реализует себя и, следовательно, развивается и достигает собственных целей. Стремясь к результату, люди совершенствуют свои навыки, избавляются от мешающих черт характера (например, робости или лени), приобретают упорство и веру в собственные силы.

Читайте еще по обществознанию:

Справочник для школьников
12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алла

Каждому своя профессия)

сергей

забавная статья. со многим согласен но каждый человек это личность и как бы он не жил он всетаки человек.

Наталья

Без цели, без желаний, каких то идей, человек превращается в робота. Мы живем ведь для чего то, стремится к чему то, иначе жизнь не интересна.

Александр

Без комментариев!

Даниил

забавная статья. со многим согласен но каждый человек это личность

Слава

Статья понравилась, хотя несколько заумная.

Владимир

Очень подробное описание жизнедеятельности человека. Если бы у всех получалось реализовать всё это в полном объёме — мир был бы гораздо лучше)

Виталий

Естественно, деятельность человека в определенной области должна быть структурирована. А по поводу активности, скажу что каждый человек активен по-своему: к одного гиперактивность, а другой намного менее активен. Вообще много интересного есть в статье!

Иван

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Ольга

Полезная информация, о которой хочется размышлять. Действительно, человеческая деятельность направлена на познание и преобразование окружающего мира. Деятельность, какая бы она ни была – это творчество.

Илья

Статья для «узких» специалистов…

ВИТАЛИЙ

Это конечно интересно, ну каждый выбирает что хочет