Разряды местоимений

Разряды местоимений и таблица разрядов местоимений

Разряды местоимений — необходимо изучать с целью определения предметов, их признаков. С развитием общества, научно-технического прогресса, человеческих взаимоотношений возникла острая необходимость в определении предметов. Каждая вещь, выраженная существительным, прилагательным, числительным, носит свое название и (или) признак, по которым ее можно идентифицировать. В современной системе русского языка очень много лексических образований, выступающих в качестве и вместо номинанты.

Таблица «Разряды местоимений»

Рассматриваемые морфологические группы представлены самым большим количеством участников, поэтому лингвисты сочли необходимым создать отдельную классификацию и определить следующие разряды местоимений:

Вид

Значение

Примеры

Личные Категории, свойственные понятию лица Я покажу тебе мир.

Ты пойдешь в театр, Саша?

Возвратные Свойство обратного перевода Как себя чувствуешь, коллега?

Ты доволен своим выбором профессии?

Притяжательные Привлечение собственности Это моя книга, и я буду ее читать.

Ваше отношение к близким родственникам заслуживает уважения

Вопросительные Получение информации о чем-либо, ком-либо Сколько километров до Костромы от Москвы?

Какое отношение к событиям прошлого года имеет твой двоюродный дед Александр?

Относительные Образ действия Я буду жить здесь столько времени, сколько понадобится тебе, чтобы выздороветь.

В письме было известие, что скоро в гости приедут родственники

Неопределенные Отсутствие ясности Некто оставил для Петра угрожающую записку в приемной треста.

Несколько килограммов мяса было куплено туристами на шашлык

Отрицательные Опровержение состояния предмета, признака Никому дела нет до твоих сердечных переживаний.

Сестра не давала никакого спуска брату, хотя он был ее старше

Указательные Уточнение направления, вектора Этот день рождения я запомню надолго: давно мне не было так обидно.

Чтобы доехать до Медведок без приключений, нужно отправляться на автомобиле по той трассе, а не петлять этими проселочными дорогами

Определительные местоимения Обобщение Всякий человек волен выбирать свою судьбу, было бы желание.

Все матери хотят видеть своих детей счастливыми и успешными

Разряды местоимений с примерами служат иллюстрацией заявленного теоретического материала. Так можно определить точную семантику слов даже в трудных языковых ситуациях.

Личные местоимения

Все разряды местоимений (таблица их содержит в точном соответствии) отличаются друг от друга, хотя объединяют лексемы одной части речи. Названия говорят сами за себя. Местоимения первого разряда указывают на лицо: я, ты, он, оно, она; мы, вы, они.

Личные местоимения

В предложениях указанные конструкции выступают в роли подлежащего, дополнения:

  • Я с нетерпением жду лета.
  • Хочется тебя увидеть.
  • Он пришел на урок вовремя.
  • Ему часто снился родной дом.
  • Я люблю море, в этом году оно было теплым.
  • Отдыхая на озере, Настя каждый день любовалась, как по нему плывут красивые лодки.
  • Мы учимся в новой школе.
  • У нас есть все необходимое для жизни.
  • Вы выходите на следующей остановке?
  • У вас хороший урожай в этом году?
  • Они не любят ходить в зоопарк.
  • Им всегда хотелось побывать на родине деда.

В образце есть разные разряды местоимений: личное, указательное, определительное, цветом выделено личное местоимение.

Возвратное местоимение

Единственная лексема второго разряда местоимений интересна возвращением действия: себя. Указанное слово в предложении всегда выступает в значении дополнения:

  • Важно понимать и ценить себя.
  • О себе много не скажешь.

Возвратное местоимение себя

История появления этой конструкции достаточно занимательна: лексема образована из старославянского «сён». Данное буквосочетание писали после глаголов, и тогда главное слово приобретало иное значение. С развитием речи оно трансформировалось в «сь» или «ся», являющиеся в современном языке постфиксами: вернуться, обжечься, остались, извивались.

Притяжательные местоимения

Мой, твой, наш, ваш, их, его, ее — местоимения третьего разряда, семантика которых связана с отношениями принадлежности/непринадлежности одушевленных и неодушевленных предметов кому-либо, чему-либо. Если в учебном задании «Укажите разряд местоимений» приведены подобные лексические образования, похожие по форме на имена прилагательные, то можно смело называть их притяжательными. Это будет правильно.

Притяжательные местоимения

В качестве иллюстрации сказанного:

  • Мое синее шелковое платье с декольте и на бретелях было самым красивым на праздничном вечере.
  • Твой язык тебя до добра не доведет, потому что ты не умеешь вовремя останавливаться.
  • Наши друзья пригласили нас в гости к себе на дачу, находящуюся в черте города.
  • Ваша прическа оставляет желать лучшего: кривая челка, вихры и небрежные завитки на висках.
  • Их нарядили на утренник так необычно, что невозможно было определить, кто Иванов Василий, а кто Петров Даниил.
  • Ее красивое лицо я никогда не забуду, потому что люблю эту замечательную девушку.

Вопросительные местоимения

Некоторые разряды местоимений по значению различаются только наличием/отсутствием в конце вопросительного знака. Этот показатель становится решающим для их семантики.

Вопросительные местоимения

Все вопросительные слова, которые задаются к существительным, прилагательным, числительным и наречиям, являются местоимениями именно такого вида:

  • Что? Стол, пол; Кто? Белка, девочка;
  • Как? Быстро, медленно, срочно, правильно;
  • Какой? Хороший, светлый, простой, сложный;
  • Каков? Краток, полон, хитроумен, зубаст;
  • Сколько? Шестьсот, пять, тридцать, три.

Относительные местоимения

Местоимения, относящиеся к разряду относительных, — это части речи предыдущего типа, но без вопроса:

  • Сергей наконец-то понял, что назад пути нет.
  • Василиса с горечью увидела, как последний вагон поезда скрылся вдали, а она так и не успела извиниться перед матерью за свой глупый поступок.
  • Сонечка запомнила бабушку такой, какой видела ее в последний раз: высокой, красивой, но грустной.
  • Каков вопрос, таков ответ.
  • Сколько бы ни прошел я дорог, всегда меня тянуло в родной дом, к отцу, матери, братьям.

Лексические образования указанного вида изменяются по падежам и числам: каков – каковы, сколько – скольким, о скольких, сколькими. Если нужно определить у слов «каких», «скольких», разряд местоимения, то следует поставить часть речи в начальную форму и обозначить семантику.

Вопросительные местоимения

Местоимения нужно отличать от похожих союзов.

Неопределенные местоимения

Разряды местоимений изучаются в курсе за шестой класс, ранее рассматриваются лишь отдельные слова данной части речи.

Неопределенные местоимения

Если необходимо найти соответствующие разряды местоимений, текст проанализировать с данной точки зрения, то учащиеся справляются с этой задачей без труда, выделяя конструкции с отвлеченным значением: нечто, некто, несколько, некоторый. Во всех словах ударяемым является первый слог (приставка не). Например:

  • Вдали виднелось нечто страшное и бесформенное, испугавшее мальчуганов.
  • Некто зашел в комнату и выключил свет: вокруг стало темно.
  • Уже несколько раз я была на отдыхе в Адлере и всегда приходила в восторг от беспокойного моря, необычной по форме гальки, витиеватости ракушек, свежести морского воздуха.
  • Некоторые подробности случившегося в рассказе можно было бы опустить, пожалев неравнодушных слушателей.

Отрицательные местоимения

Найти разряд местоимений, содержащих в контексте непринятие ситуации, событий, явлений, не представляет труда: слова похожи на предыдущие, но отличаются префиксами. При морфемном анализе фиксируется безударная приставка ни:

  • Ничто не могло задержать отъезд Кузнецовых из города: ни болезнь бабушки, ни проблемы с билетами, ни просьбы деда.
  • Никто не подтвердил алиби Виталия Валерьевича, поэтому он был арестован по подозрению в краже драгоценного металла.
  • Никакие подарки и гостинцы не оказали влияния на решение Светланы покинуть родное гнездо, потому что девушка перестала верить в искренность своих близких.
  • «Мне нисколько не больно было!», — воскликнул Тимошка, когда вышел из школьного медицинского кабинета после того, как у него взяли кровь на анализ.

Отрицательные местоимения

При выполнении морфологического разбора слов, подобных лексеме «никто», разряд местоимения указывается как отрицательный.

Указательные местоимения

Своеобразная школьная статистика: учащиеся, выполняя задание выписать разряды местоимений из текста, встречаются с проблемой различения семантики.

Указательные местоимения

Увидев слова «этот, это, эти, тот, та», школьники легко понимают значение и называют вид:

  • Эту песню моя дочка пела еще в детском саду.
  • Те мои друзья, которые ходили на ежегодные вечера встречи в нашу школу, всегда отличались коммуникабельностью и оптимизмом.
  • Тот всегда прав, кто не мучается самоедством, разрушающим душу.
  • В этих маленьких ботинках, сохраненных мамой с тех давних лет, я начал свой путь по земле.

Определительные местоимения

Существует группа слов, в которых содержится обобщающее значение. У лексем в форме женского рода, родительного падежа, единственного числа «всякой, иной, каждой» разряд местоимения определяется исходя из смысла: и первый, и второй, и третий, не пропуская ни одного в ряду.

Определительные местоимения

Аналогично «каждый» — разряд местоимения тот же. Все – какой разряд местоимения? Указательный, относительный? Нет, другой разряд местоимения: определительный. Сам, самый, самое, сама — разряд местоимения этот же. Примеры:

  • На всякого Егорку есть поговорка.
  • Сам себя не похвалишь, никто не похвалит.
  • Все учащиеся собрались в актовом зале на новогодний спектакль.

Сколько разрядов местоимений по значению выделяют в русском языке

В современной лингвистике девять групп слов-заменителей других знаменательных частей речи, то есть девять разрядов местоимений.
Схема разрядов местоимений
Сколько разрядов местоимений, столько и значений. Умение ориентироваться в массивах лексем помогает формированию правильной письменной и устной речи.

Спасибо:
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литература, математика, русский язык, физика, география, история, астрономия и обществознание
Подписаться
Уведомить о
17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Маня

Класс — очень подробно про разряды местоимений.

Алина

Не было проблем с русским языком в школе) Если только чуть чуть. Вообще очень полезное статья

олег

Очень полезная статья. Русский язык — это классика общения. К сожалению многие наши политики применяют такие обороты в своих выступлениях, что порою и не понятно, что они говорят!

Андрей

руский могучий язык и его надо знать

Денис

Хорошо расписано, добалю в закладки, пусть сын учится. В 5 классе по русскому 2-3

Александр

Статья была очень интересной и познавательной!Спасибо!!!

Макс

ОТличная статья, русский язык нужно знать!

Павел

Местоимение — это то, что мне нравилось больше всего изучать в школе. Благо, что учитель русского языка отличный в своем деле и профессионал.

Петр

Очень нужная и своевременная статья. Изучение русского языка должна быть одной из приоритетных задач нашего общества.

Ольга

На мой взгляд тема местоимений в русском языке одна из самых сложных. В статье все собрано воедино и хорошо расписано. Спасибо!. Школьникам будет очень полезно!…

pol

Велик и могуч русский язык!

Алексей

Очень подробно и качественно. Крайне полезная статья по русскому языку.

Семен

Не было проблем с русским языком в школе) Если только чуть чуть. Вообще очень полезное статья

юрий

очень полезная статья особенно для школьников.

Иван

В закладки добавил,очень доходчиво написано.Пусть сын ознакомиться.

Андрей

Многим полезно это знать судя по переписке в общественных сетях)

Владимир

Очень хорошая статья мне понравилась, советую всем прочитать, вам понравиться