Содержание
Детство Онегина и образование
Родился Онегин в Петербурге. Отец его, столичный барин, дал сыну типичное аристократическое воспитание. Большую роль в этом воспитании играли французы-гувернеры, под руководством которых Онегин усвоил и обычный курс общеобразовательных наук, и правила хорошего «светского тона». Он прекрасно говорил и писал по-французски, знал латинский язык и античную литературу, изучил, хотя и поверхностно, историю, знаком был даже с политэкономией Адама Смита. В обществе, не блиставшем знаниями, он заслужил репутацию «ученого малого». Но в системе воспитания Онегина были существенные недостатки. Гувернёры, учившие его «всему шутя», не приучили его к усидчивому, систематическому труду, не дали ему навыков и знаний, необходимых для практической общественной деятельности. Воспитанный иностранцами, Онегин оторван от национальной культуры, от народа. Плоды такого воспитания не могли не сказаться.Светская жизнь Онегина
Онегин рано закончил образование и вступил «в свет». Изысканность манер, искусство элегантно одеваться, безукоризненный французский язык, остроумие, умение непринужденно поддержать в обществе разговор — все это обеспечило Онегину успех. Он без раздумья вступает в ряды «золотой молодежи» и бросается в водоворот шумной светской жизни. Балы, театры и увлечения женщинами заполняют все его время. Так проходит восемь лет.
Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность, И резкий, охлажденный ум.Пустота светской жизни, чуждой серьезных умственных интересов и труда, вызывает в нем, наконец, настроение разочарования, скуки и хандры.
Отказ от светской жизни
В жизни Онегина наступает перелом, моральный кризис. Он отказывается от светской жизни и замыкается в стенах кабинета. Чувствуя основной пробел в своей жизни — отсутствие разумного труда и одухотворяющей идеи, — Онегин мучительно ищет выхода. Как умный человек, он не мог не испытать на себе влияния того идейного вдохновения, которое охватило передовые слои общества в период перед восстанием декабристов. И вот Евгений берется за литературную работу: «Но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его.» Онегин принимается за пополнение своего образования, за книги. Но и здесь его постигает неудача, так как чтение требует системы. Не добившись результатов и от чтения, Онегин «оставил книги» и погрузился в еще более мрачное, скептическое настроение. Из этого состояния его вывела смерть дяди-старика и связанная с этим необходимость переезда в деревню.В деревне
Пребывание в деревне внесло много нового в жизнь Онегина: открыло перед ним возможность новой, неизведанной деятельности помещика и знакомства с новой общественной средой — с провинциальным, усадебным дворянством. Деятельность Онегина, как помещика ограничилась тем, что «ярем он барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил».
Дружба Онегина с Ленским
Дружба с Ленским составляет важный эпизод в жизни Онегина. При всей разнице настроений их сближали общие умственные интересы:Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племён минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизни в свою чреду, — Все подвергалось их суду.На всех этих темах лежит отпечаток вопросов, которыми были заняты передовые люди декабристской эпохи. «Племен минувших договоры» означают те политические вопросы, которые в кругах декабристских вызывались чтением «Общественного договора» Жан Жака Руссо, где развивалась идея народовластия. Под «плодами наук» разумелось применением агрономической науки и машинной техники к сельскому хозяйству. Вместо неопределенной формулы «судьба и жизнь» в черновике строфы XVI стояли слова «царей судьба», имеющие определенный политический смысл. Таким образом, темами бесед Онегина с Ленским служили серьёзные актуальные вопросы общественной жизни, занимавшие передовых людей той эпохи. Однако, дружба Ленского с Онегиным была резко нарушена ссорой между ними и последовавшей за ней дуэлью. В этом столкновении двух друзей Пушкин вскрывает прежде всего внутреннее противоречие в поведении Онегина: с одной стороны, его пренебрежение к окружающему обществу, даже разрыв с ним, а с другой — подчинение «общественному мнению», господствующему взгляду на дуэль.
Татьяна и Онегин
Такое же внутреннее противоречие сказалось и в отношениях Онегина к Татьяне. Отвечая на письмо Татьяны, Онегин говорит, что он не желает ограничить свою жизнь «домашним кругом» и вовсе не пленяется «семейственной картиной». Этим он дает понять, что у него имеются в жизни более высокие задачи, выполнению которых семья будет служить препятствием или стеснением. Кроме того, по его словам, он и «не создан для блаженства», то есть не способен к продолжительному и сильному чувству любви, его ждёт неминуемое охлаждение и разочарование. Однако, встретившись с Татьяной в столице, на светском рауте, когда она была уже замужней дамой, Онегин влюбляется в неё, «как дитя». «В тоске любовных помышлений и день, и ночь проводит он», «за ней он гонится, как тень», и, наконец, пишет ей любовное послание. По своему восторженному тону оно напоминает письмо Татьяны. От прежней холодности и разочарованности не осталось и следа. Письмо дышит неподдельным пылом страстного увлечения. Любовь Онегина к Татьяне знаменует собой поворот в жизни и в сознании Онегина — отказ от его прежних гордых притязаний на какую-то исключительную роль в жизни, стремление к личному эгоистическому счастью.
Похоже у Онегина НРЛ было.