В комедии «Горе от ума» Грибоедов отразил самую острую социальную проблему эпохи — идейную борьбу внутри класса. Историк Ключевский назвал комедию Грибоедова «самым серьёзным политическим произведением русской литературы XIX века». Жанр «Горе от ума» — комедия. Современники говорили так «высокая комедия», потому что это произведение разворошило осиное гнездо либералов-западников в России. В центре поэмы — конфликт — умный, благородный, честный и свободолюбивый герой Чацкий сталкивается с глупым, погрязшем в коррупции и в подлости обществом, приближенным к царю.
Действительно, «Горе от ума», призывая к обновлению России, подвергало резкой критике все основные недостатки её государственного организма, её общественного и культурного быта. Проблемы, затронутые Грибоедовым в комедии, чрезвычайно разнообразны: он обличает паразитизм дворянства, его крепостнические убеждения, отсталость, консерватизм, моральное разложение дворянства, его полный отрыв от народа, презрение к национальной культуре и слепое преклонение перед Западом.
Разоблачение дворянства

Грибоедов разоблачает невежество вельможного дворянства, клубную либеральную болтовню и дикую вражду к просвещению. Он ставит вопрос о гражданственном отношении к государственной службе, клеймит низкопоклонство и карьеризм чиновничества, аракчеевское солдафонство в армии, уродливую постановку домашнего воспитания, раболепие перед Западом.
Наконец, выдвигает идею трагической обречённости умного и благородного человека в условиях русской действительности 20-х годов XIX века. В основу комедии положено столкновение нового человека возвышенных мыслей и передовых убеждений с осной массой дворянского общества, с охранителями старого порядка, тот конфликт, который закончился катастрофой на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., когда дворянские революционеры с оружием в руках выступили на борьбу с самодержавно-крепостническим строем.
Запрещена цензурой
Пьеса имела большое политическое звучание. Недаром декабристы усиленно распространяли рукописный текст комедии, запрещённый царской цензурой к печати.
Эта тесная связь с современностью требовала реалистических приёмов изображения — верного, правдивого показа действительности. «Горе от ума» стало крупным шагом в развитии реализма в русской литературе. Словно острым скальпелем, Грибоедов препарировал московскую элиту того времени — Скалозуба, считавшегося грозным воякой, на самом деле просидевшего в кабинете всю войну 1812 года, но получавшего чины и ордена. Чиновника-бюрократа Фамусова, отчаянного и бездумного защитника самодержавно-крепостнического строя в России.
Грибоедов вращался в кругах декабристов и разделял их идеи, он даже был арестован после подавления декабрьского восстания, но отрицал причастность к декабристам (был схвачен царским режимом на Кавказе) и никто из декабристов не сдал его.
На комедию «Горе от ума» был сразу наложен цензурный запрет к печати, но через некоторое время после ходатайства друзей Грибоедова комедия зашагала по Москве в виде списков, которые бережно переписывали и передавали друг другу москвичи. «Горе от ума» имело оглушительный успех. Целиком комедия вышла в Москве в 1833 году со множеством цензурных правок только после смерти Грибоедова. И тем не менее она сохранила свое революционное значение и за замазками цензуры все равно проглядывала истинная мощь комедии — реализм и раскрытие правды.
Портреты и только портреты
В письме к литератору Катенину Грибоедов останавливается на некоторых вопросах своей поэтики. По словам автора, «портреты и только портреты входят в состав комедий и трагедий», «в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий».
Называя персонажей своей комедии портретами, автор, очевидно, хотел этим сказать, что в их основу положены наблюдения над живыми людьми, но что задача его состояла не в фотографической передаче всех индивидуальных особенностей данного лица, а в создании типических образов. Конечной целью при этом было правдивое изображение жизни. «Карикатур ненавижу, — пишет Грибоедов, — в моей картине ни одной не найдёшь. Вот моя поэтика». Реалистический характер этой поэтики не подлежит сомнению.

В своей комедии Грибоедов нарисовал живую, реальную картину быта старой Москвы, старого барства, отражавшего на себе все основные недостатки самодержавно-крепостнического строя России. Эти недостатки воплощены в типических образах комедии — Фамусове, Молчалине, Скалозубе, Репетилове и других.
Стих комедии «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» написана разностопным ямбическим стихом. Ещё современники Грибоедова отметили необыкновенную гибкость и живость этого стиха, хорошо передающего все оттенки разговорной речи. Так, писатель А. Бестужев отмечал в комедии Грибоедова «невиданную доселе беглость и природу разговорного русского языка в стихах».
По словам В. Ф. Одоевского, «до Грибоедова слог наших комедий был слепком слога французских… У него одного в слоге находим мы колорит русский». Этот «русский колорит» выражается прежде всего в обилии народных слов и выражений. Вот некоторые из них: «впрямь», «вдругорядь», «давеча», «започивать», «зелье», «да в полымя из огня», «мечусь, как словно угорелый», «здорово, друг, здорово, брат, здорово!».
Идиоматизмы комедии
В языке комедии мы находим также множество идиоматизмов, то есть оборотов и выражений, не поддающихся переводу на иностранный язык и свойственных только русскому языку. Они также придают замечательную живость и гибкость народному языку комедии. Приведём образцы таких идиоматизмов: «сон в руку»; «дал маху»; «как пить дадут»; «в ус никому не дуют»; «к лицу ль вам эти лица?»; «она не ставит в грош его»; «ты не в своей тарелке»; «прах его возьми!» и так далее.
Живость, образность и выразительность языка комедии ярче всего характеризуются тем, что множество выражений комедии превратилось в пословицы и вошло в русскую разговорную речь. Вот образцы таких выражений:
- Подписано, так с плеч долой!
- Счастливые часов не наблюдают.
- И дым отечества нам сладок и приятен.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Дома новы, но предрассудки стары.
- А судьи кто?
- Чины людьми даются,
А люди могут обмануться. - Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали. - Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь. - Пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок.
- А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Пушкин сразу отметил эту особенность языка комедии: «О стихах я не говорю — половина должна войти в пословицу» (из письма Пушкина к А. Бестужеву в конце января 1825 г.). «Стихи Грибоедова, — писал Белинский, — обратились в поговорки и пословицы и разнеслись между образованными людьми по всем концам земли русской».
Еще о комедии «Горе от ума» можно прочитать в статьях:
Какой писатель отказал Чацкому в уме?
Тест на знание «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Ответьте на вопросы теста "Горе от ума - комедия А.С. Грибоедова" - проверьте свои знания в этой теме.
Спасибо тест сдала на отлично.
Дополню, что «Горе от ума» не только разоблачает дворянство, но и показывает неэффективность государственного строя на тот момент. Из-за неправильного руководства в стране буквально образовался «ненужный» класс, которому все с рождения обязаны, но который ничего делать не будет. К тому же, произведение, откровенно говоря, опередило свое время. Да, все проблемы, описанные Грибоедовым, были актуальны и тогда, но бороться с ними возможности не было. Если бы «Горе от ума» вышло в начале 20-века, оно не только обрело в разы больший успех, но и стала бы базисом для обычного народа.