Тема «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение “Бородино”: патриотический пафос, художественные средства изображения» включена в программу уроков литературы для 5 класса в соответствии с обновленной федеральной образовательной программой (ФОП) и измененным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Патриотический пафос в стихотворении
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» проникнуто глубочайшим патриотическим чувством. Написанное в 1837 году, оно стало ярким примером поэтического выражения любви к родине и гордости за подвиги предков. Патриотический пафос произведения проявляется в прославлении мужества русских солдат, защищавших родную землю в тяжелую минуту. Лермонтов не только рассказывает о событиях Бородинской битвы, но и передает через стихотворение мощное чувство гордости за русский народ, его силу, стойкость и решимость.
Главный герой стихотворения, простой солдат, с восхищением вспоминает своих соратников. Они были людьми, готовыми пожертвовать жизнью ради родины. В их образах Лермонтов олицетворяет качества, которые считает важными для каждого истинного патриота: мужество, отвагу, стойкость и преданность своей земле. Солдат, вспоминая битву, не скрывает своей гордости за русский народ, который, несмотря на многочисленные потери, остался верен долгу перед Отчизной.
Через патриотический пафос Лермонтов обращается и к молодому поколению. В стихотворении ощущается призыв к сохранению памяти о героическом прошлом, к уважению и почитанию подвига, совершенного ради свободы и независимости страны. Поэт хочет, чтобы молодежь знала историю своей родины и гордилась ей, чтобы чувствовала ответственность за сохранение и защиту родной земли.
Образ героев и их мужество
Образы солдат, которые Лермонтов рисует в «Бородине», наполнены гордостью и восхищением. Они настоящие герои, которые, несмотря на страх, боль и потери, идут в бой ради родины. Для этих людей важна не только победа, но и защита родной земли, которую они отстаивают до последнего вздоха. Герои Лермонтова изображены как могучие и решительные бойцы, которые готовы пожертвовать всем ради будущих поколений.
Лермонтов подчеркивает, что в бою не просто сражались отдельные люди — здесь объединились все, кто ценит свою страну и готов защищать её от врага. Простые солдаты становятся символом народа, его силы и мужества. В описании битвы можно почувствовать, как автор сочувствует героям, как он разделяет их боль и вместе с ними гордится их подвигом.
Особое внимание Лермонтов уделяет тому, как солдаты относятся к своему долгу. Для них честь и верность родине важнее собственной жизни. Это подчеркивается словами полковника, который обращается к своим солдатам с призывом умереть под Москвой, если потребуется, как это делали их братья. Этот призыв, принятый с гордостью, выражает высшую степень патриотизма и преданности родине.
Художественные средства изображения в стихотворении
Лермонтов использует множество художественных приемов, чтобы сделать стихотворение «Бородино» ярким и эмоционально насыщенным. Благодаря этим средствам читатель не только узнает о событиях Бородинского сражения, но и погружается в атмосферу той эпохи, чувствует напряжение, страх и гордость, которые испытывали русские солдаты.
Одним из ключевых приемов, используемых Лермонтовым, является образность. Поэт использует множество ярких метафор и сравнений, которые помогают читателю представить картины битвы. Например, сравнение французов с тучами передает ощущение многочисленности и опасности врага, а «гора кровавых тел» подчеркивает жестокость сражения и огромные потери. Эти образы делают описание битвы живым и выразительным, помогают почувствовать весь драматизм происходящего.
Другим важным художественным приемом является ритм стихотворения. Лермонтов создает динамичную структуру, чередуя спокойные и напряженные моменты. Например, спокойные строки о ночном отдыхе на бивуаке сменяются резкими и энергичными описаниями сражения, что создает эффект контраста. Этот ритм помогает передать напряжение боя и ощущение неуверенности в исходе сражения. Такое чередование моментов также позволяет читателю ощутить, как сильно менялись настроение и состояние героев в течение битвы.
Изобразительные средства языка
Лермонтов умело использует изобразительные средства языка, чтобы передать эмоции и настроения своих героев. Одним из таких средств является лексика, которая создает атмосферу того времени и помогает передать характер и чувства героев. В стихотворении встречаются слова, которые в обычной речи почти не используются, но создают ощущение старинного языка. Это помогает погрузить читателя в эпоху Отечественной войны 1812 года и почувствовать её дух.
Также важно отметить использование прямой речи в стихотворении. Лермонтов дает возможность своему герою, простому солдату, высказать свои мысли и чувства напрямую. Это придает стихотворению живость и непосредственность, делает его похожим на рассказ из первых уст. Прямая речь позволяет читателю не только увидеть события глазами рассказчика, но и почувствовать его отношение к происходящему.
Кроме того, Лермонтов использует аллитерации и ассонансы — повторение согласных и гласных звуков в строках. Эти приемы придают стихотворению музыкальность и усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Например, строки, описывающие бой, наполнены резкими звуками, которые создают ощущение шума и напряжения, а спокойные описания ночи, наоборот, звучат мягко и спокойно.
Олицетворение патриотизма и любви к Родине
Через стихотворение «Бородино» Лермонтов передает свои мысли о том, что значит быть патриотом. Он не просто описывает битву, а показывает, что любовь к родине — это чувство, которое объединяет людей и помогает преодолевать любые трудности. В стихотворении ощущается, что солдаты сражаются не за награды или славу, а за свой дом, за своих близких и за будущее своей страны. Именно эта искренняя и глубокая любовь к родине делает их такими сильными и непобедимыми.
Лермонтов создает образ солдата, который олицетворяет все лучшие качества русского народа: силу духа, смелость и готовность к самопожертвованию. Этот образ становится символом патриотизма, который будет понятен и близок любому читателю. Солдат не жалеет себя ради родины и с гордостью вспоминает о том, как они сражались за Москву. Его рассказ становится уроком для молодого поколения, напоминанием о том, что настоящая любовь к родине проявляется в готовности защищать её до последнего.
Выводы
Стихотворение «Бородино» — это не просто рассказ о битве, это гимн мужеству и патриотизму русского народа. Лермонтов создал произведение, которое показывает силу духа и единство людей, сражавшихся за родину. В каждом слове, в каждой строке чувствуется уважение и восхищение теми, кто пожертвовал жизнью ради родной земли. «Бородино» — это не только художественное произведение, но и урок истории, который помогает понять, что значит быть настоящим патриотом и почему так важно помнить о подвигах предков.
Лермонтов сумел создать стихотворение, которое не потеряло актуальности и сегодня. Оно напоминает нам о том, что сила народа заключается в его единстве и любви к родине, что патриотизм — это не просто слова, а готовность встать на защиту своей страны. «Бородино» вдохновляет, пробуждает чувство гордости и уважения к предкам и напоминает каждому читателю, что любовь к родине — это священное чувство, которое помогает преодолевать любые испытания.