М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика

М Ю Лермонтов Стихотворение Бородино история создания тема идея композиция стихотворения образ рассказчика

Тема «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение “Бородино”: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика» изучается на уроке литературы в 5 классе согласно обновленной федеральной образовательной программе (ФОП) и новому измененному Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

История создания стихотворения

Стихотворение «Бородино» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году, спустя четверть века после героического Бородинского сражения, произошедшего 7 сентября 1812 года. Это событие стало одним из центральных эпизодов Отечественной войны 1812 года и символом стойкости, мужества и патриотизма русского народа. Бородинское сражение прославилось как великое сражение, в котором русская армия дала отпор наполеоновским войскам, несмотря на многочисленные трудности и огромные потери. Это событие не только определило ход войны, но и оставило глубокий след в народной памяти.

М Ю Лермонтов
М. Ю. Лермонтов

Лермонтов, будучи потомком военной семьи и испытывая сильное чувство патриотизма, не мог остаться равнодушным к этой теме. Его вдохновляла мысль о героизме солдат, защищавших родину, и он решил отдать дань уважения этим героям, написав стихотворение, посвященное Бородинскому сражению. В то время в обществе возрождались патриотические настроения, и люди с особым почтением вспоминали подвиги своих предков. Лермонтов почувствовал этот дух времени и выразил его в «Бородино», создавая произведение, которое стало символом национального патриотизма и любви к Отечеству.

Стихотворение построено на воспоминаниях ветерана войны, который рассказывает о событиях того времени молодому человеку. Такой прием позволяет Лермонтову не только передать факты, но и выразить глубину чувств и переживаний участников сражения. Поколения, разделенные временем, связывает уважение к подвигу предков, что делает это стихотворение еще более значимым для воспитания патриотизма у молодых читателей.

Тема стихотворения

Главная тема стихотворения «Бородино» — это патриотизм и героизм русского народа, проявленные в Отечественной войне 1812 года. Лермонтов описывает, как русские солдаты сражались не только за свою землю, но и за своих близких, за честь и независимость страны. Несмотря на многочисленные опасности и тяжелые условия, воины не отступали перед врагом. Автор показывает, что любовь к Родине и чувство долга давали им силы бороться до конца.

Стихотворение поднимает и тему преемственности поколений. Младшее поколение обращается к старшему с вопросом о событиях прошлого, показывая, что память о подвигах предков жива и важна. Старший солдат с охотой рассказывает о том, как они сражались, передавая молодому человеку часть своего опыта, силы и гордости за свою страну. Лермонтов подчеркивает, что подвиги прошлого должны оставаться в памяти народа и передаваться из поколения в поколение, чтобы каждый знал свою историю и ценил усилия предков.

Также в стихотворении звучит тема народной силы и стойкости. Лермонтов показывает, что в моменты тяжелых испытаний народ объединяется, и это становится его главной силой. Бородинское сражение предстает не просто как военная операция, а как символ национального единства и патриотизма, что особенно важно для Лермонтова.

Идея стихотворения

Идея стихотворения заключается в том, что истинная сила народа — в его преданности своей Родине и готовности встать на ее защиту. Лермонтов хочет показать, что любовь к родной земле и верность своему народу делают человека сильнее, и именно эти качества позволили русским солдатам сражаться с таким мужеством и самоотверженностью. Автор считает, что патриотизм — это не пустые слова, а реальное чувство, которое способно вести людей на подвиги ради общего блага.

Еще одна важная мысль, заложенная Лермонтовым, — это значимость памяти о подвигах предков. Через рассказ старого солдата он доносит до читателей, что каждый человек должен знать и уважать свою историю, помнить о тех, кто сражался за его свободу и благополучие. Старший солдат делится своим опытом, призывая молодое поколение помнить уроки прошлого и быть готовыми к защите родной земли, если наступит необходимость.

Также Лермонтов подчеркивает, что настоящий патриотизм — это готовность встать на защиту своей Родины даже перед лицом страшных испытаний. Он стремится донести до молодого поколения мысль о том, что любовь к Родине не требует доказательств и громких слов, она проявляется в действиях, в готовности пожертвовать собой ради общего блага. Этот урок остается актуальным и сегодня, когда мы снова и снова вспоминаем о героях прошлого и их подвигах.

Композиция стихотворения

Стихотворение «Бородино» построено в форме диалога. Начальные строки принадлежат молодому человеку или молодым людям, который (которые) задает (-ют) старшему вопрос о значении Бородинского сражения. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» — этот вопрос создает настроение и подготавливает читателя к рассказу. Молодой человек хочет понять, за что русские солдаты сражались и что сделало эту битву такой важной для всей страны.

Далее в стихотворении звучит рассказ старого солдата, который вспоминает Бородинское сражение, описывая его в ярких и красочных деталях. Основная часть стихотворения посвящена подробному описанию событий битвы, где Лермонтов использует живые образы, чтобы создать эффект присутствия. Мы видим, как солдаты готовятся к бою, как они выстраиваются на поле, как сражаются и терпят потери, но не отступают перед врагом.

Композиционно стихотворение можно разделить на несколько частей: вступление, где молодой человек задает вопрос, основной рассказ о битве и заключение, в котором солдат выражает свою гордость за то, что они сражались за родину. Такое построение позволяет Лермонтову создать целостное произведение, где воспоминания ветерана оживают перед читателем, делая его свидетелем героических событий прошлого.

В финале старый солдат подчеркивает, что русские солдаты с честью выполнили свой долг и враг был вынужден отступить. Этот акцент на победе, достигнутой благодаря стойкости и мужеству, придает стихотворению особую торжественность и патриотический пафос.

Образ рассказчика

Образ рассказчика в стихотворении «Бородино» — это образ старого солдата, ветерана, прошедшего через ужасы войны и сохранившего глубокое уважение к своему боевому прошлому. Он не просто делится воспоминаниями, а передает свои чувства и переживания, делая читателя своим собеседником. Этот образ наполнен гордостью, любовью к Родине и уважением к своим боевым товарищам.

Рассказчик — это человек, прошедший через тяжелые испытания, он видит смерть и страдания, но его слова наполнены искренней гордостью за то, что он сражался за родину. В его речи нет ни жалоб, ни сожалений, только уважение к подвигам своих соратников. Он говорит просто, без лишних украшений, но каждое его слово пропитано глубоким чувством патриотизма.

Образ рассказчика
Образ рассказчика

Важную роль играет также его обращение к молодому поколению. Слова «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя» показывают, что рассказчик видит разницу между поколениями, но при этом он стремится передать свои чувства молодежи. Через этот образ Лермонтов показывает, что патриотизм и уважение к истории должны сохраняться в каждом поколении, и память о героических событиях прошлого должна жить в сердцах потомков.

Образ рассказчика делает стихотворение более личным и живым. Мы словно оказываемся рядом с ним, слушаем его рассказ и чувствуем его переживания. Через простую и искреннюю речь старого солдата Лермонтов создает атмосферу, в которой каждый читатель может почувствовать связь с прошлым, ощутить гордость за свою страну и понять, что значит быть настоящим патриотом.

Таким образом, стихотворение «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова стало не только художественным произведением, но и своего рода памятником тем, кто сражался за Родину. Оно воспитывает в молодых читателях уважение к истории, гордость за свое наследие и осознание того, что каждый человек ответственен за сохранение памяти о прошлом.

Справочник для школьников
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии