Краткое содержание «Слова о полку Игореве»

Слово о полку Игореве Литература

«Слово о полку Игореве» — выдающееся и, пожалуй, самое известное произведение древнерусской литературы. Этот текст принято называть «поэма», но такое обозначение жанровой принадлежности произведения – очень условное. Впрочем, буквально жанровая принадлежность произведения указана уже в названии – «слово». В древнерусской литературе этот жанр был очень емким и подразумевал произведения, написанные как правило в форме поучения, размышления или же повествования.

В случае со «Словом о полку Игореве» можно говорить и о повествовании, и о поучении, и о размышлении. Само по себе произведение – уникально для славянской литературы периода, когда было создано, – предположительно последняя четверть XII столетия. Произведение сочетает в себе и элементы исторической хроники, и сюжетное повествование, и апеллирование к образам славянской языческой культуры, и христианские мотивы.

Столь сложная для произведений древнерусской литературы структура, а также не характерное для того времени неоднозначное отношение автора к главному герою повествования, Новгород-Северскому князю Игорю Святославовичу, стали причиной предположения некоторых исследователей о том, что «Слово о полку Игореве» – написанная в XVIII столетии умелая стилизация. Тем более, что первоисточник, рукописный сборник XVI столетия из коллекции известного собирателя древностей графа Алексея Мусина-Пушкина, сгорел во время московского пожара 1812 года. А первоначальные публикации представляли из себя выдержки из текста или краткое содержание «Слова о полку Игореве».

Впрочем, немало авторитетных исследователей являются сторонниками аутентичности «Слова», отмечая, что влияние этого произведения можно увидеть в других произведениях древнерусской литературы, подлинность которых никогда не вызывала сомнений, например, в «Задонщине».

Вступление

В основе сюжета данного произведения, созданного неизвестным автором, предположительно свидетелем описываемых им событий, – поход русских князей против половцев 1185 года и разгром войска русичей. Автор одновременно и воспевает доблесть воинов, и пытается проанализировать причины и последствия тех страшных событий.

В зачине повести автор обращается к более ранним произведениям древнерусской литературы, упоминая полумифического сказителя Бояна и говоря, что в отличие от него не будет вдаваться в высокопарность и витиеватость, а постарается рассказать свою историю, опираясь на факты без лирических отступлений и отвлечения внимания аудитории.

Слово о полку Игореве вступление
Боян — сказитель

В основном тексте произведения автор также апеллирует к «вещему Бояну», представляя, как бы он рассказал историю, и снова давая понять аудитории, что «Слово и полку Игореве» — повествование иного рода.

Основные персонажи

Персонажи «Слова о полку Игореве» подразделяются на непосредственно участвующих в действии произведения и на опосредованно участвующих. Последние – в основном упоминаемые автором и князем Святославом киевские и русские князья.

Непосредственные участники действия в поэме:

  • Игорь, Новгород-Северский князь, организовавший из честолюбивых намерений поход на половцев, закончившийся поражением, разгромом войска и пленением как самого Игоря, так и его брата Всеволода.
  • Всеволод, родной брат Игоря, князь Трубчевский и Курский, в повести упоминается с эпитетом «Буй-Тур» (дикий бык), обладал недюжинной силой, был храбр до безрассудства.
  • Святослав Всеволодович, князь Киевский – старший родственник Игоря и Всеволода (в большинстве толкований «Слова» – двоюродный брат), в произведении – мудрый и дальновидный правитель, если говорить о нем как об исторической личности, то ученые отмечают, что автор «Слова о полку Игореве» несколько преувеличил влиятельность князя.
  • Ефросинья Ярославна – супруга князя Игоря, обобщенный образ жен и матерей русских воинов, в уста этого персонажа автор вложил самую эмоциональную и пронзительную часть произведения – монолог, известный как «плач Ярославны».
  • Владимир Игоревич, – сын князя Игоря и Ярославны, участвовал в походе вместе с отцом и вместе с ним попал в плен.
  • Овлур (другие трактовки имени – Лавур, Лавр) – крещенный половец, русский по матери, который помог князю Игорю сбежать из плена.
  • Кончак и Кобяк (другие трактовки имени – Гза, Гзак) – половецкие ханы, пленившие Игоря и его сына.
  • Бояре – обобщенный образ древнерусской политической элиты, введенный в повествование с целью показать отношение знати к походу Игоря и Всеволода.

Присутствуют в произведении также неодушевленные персонажи и персонажи мифологического характера:

  • Боян – возможно, реально живший, но впоследствии мифологизированный древнерусский автор-сказитель, с поэтической системой которого автор время от времени сравнивает стиль своего повествования.
  • Ветер-Ветрило – мифологический персонаж русского дохристианского фольклора, в «Слове» – сила природы, ставшая неким исполнителем наказания ниспосланного Игорю за непослушание Высшей Воле.
  • Русская земля, Отечество – отчий край, воплощение всего доброго, светлого и радостного, что невозможно не любить и нужно любой ценой защищать.

В произведении также упоминается немало правителей, как живших до описанных в «Слове» событий (князья Владимир Мономах, Олег Святославович), так и современников этих событий.

Поход князя Игоря

Братья-князья Игорь и Всеволод совместно выступают против половцев. В день начала похода произошло солнечное затмение, всегда трактовавшееся славянами как очень плохое предзнаменование. Но, несмотря на это, Игорь и Всеволод, полные решимости проявить доблесть на поле боя и заслужить славу, выступают с дружиной в поход к Дону.

На всем пути войско сопровождают нехорошие предзнаменования, как будто кто-то свыше хочет предупредить князей и дружину о том, чем закончится этот поход. Воины слышат днем тревожные крики птиц, вой волков, а по ночам – пугающие «стон и скрежет». Но ведомая князьями дружина все же доходит до половецкой степи.

Первое сражение приносит русичам победу и богатую добычу. Но половцы быстро собираются с силами и вскоре дают второе сражение, куда более тяжелое и кровопролитное для дружины Игоря и Всеволода. Русичи оказываются окруженными возле реки Каялы (старинное название нескольких рек в бассейне Дона, потому до сих пор нет единого мнения исследователей о том, где точно произошло сражение).

Это сражение началось на рассвете, и автор, желая усилить эмоциональную составляющую, показать неотвратимость трагической развязки, обращает внимание читателя на кроваво-красный цвет рассвета. Также, отвлекаясь от описания сражения, автор упоминает предка Игоря, князя Олега Святославовича, властолюбие и честолюбие которого ввергли Русь в многолетний период междоусобиц. Это – историческая аналогия похода Игоря, положившего конец достигнутого стараниями Святослава Всеволодовича зыбкого мира с половцами. Автор дает понять, что разгромив войско Игоря и Всеволода, половцы пойдут на Русь.

Битва в слове о полку Игореве
Битва в слове о полку Игореве

Последствия этого трехдневного сражения, которое русская дружина проиграла, автор описывает, не скупясь на трагические краски, так, серая степная земля на поле брани от крови воинов почернела и дымилась, травы и ветви деревьев поникли в знак скорби самой природы о множестве погибших.

Князь Игорь, его сын и брат попадают в плен к половцам. Своей неудачей эти незадачливые полководцы начали для Руси очень тяжелый и мучительный этап истории: пользуясь отсутствием единства, разрозненностью княжеств и все еще продолжающимися междоусобицами, половцы возобновили набеги. Были сведены на нет все военные и дипломатические успехи Святослава, который сначала победил половцев в сражениях, а потом вынудил их на весьма длительный период забыть о набегах на Русь.

Святослав и его «золотое слово»

Свое «золотое слово» киевский князь Святослав Всеволодович произносит после приснившегося ему дурного сна, в которой одетого в погребальные наряды правителя осыпают жемчугом, символизировавшем в славянской мифологии слезы.

От бояр князь узнает о поражении Игоря и Всеволода и возобновлении половецких набегов. И в золотом слове упрекает младших князей в том, что совершили необдуманный поступок, приведший к трагическим последствиям, допустили кровопролитие «без чести», желая прославиться как доблестные воины.

Святослав Всеволодович также говорит, что сумеет защитить Русь, не даст ее в обиду. И обращается к князьям с призывом объединиться и сообща дать отпор половцам. В этом обращении князь Киевский упоминает таких правителей:

Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо;

  • Ростиславичи – князья Смоленские, братья Рюрик и Давыд;
  • Ярослав Осмомысл – князь Галицкий;
  • Роман, Мстислав и Мстиславовичи – Волынские князья;
  • Всеслав и Всеславичи – правители Полоцкой земли.

В «золотом слове» Святослав вспоминает о временах, когда Русь была единой, князья сообща выступали против врагов, и призывает правителей вспомнить о славном прошлом и объединиться.

В этой части произведения автор не только вкладывает в уста персонажа призыв к объединению, но и призывает князей и от себя лично, вспоминая трагические страницы истории Руси, связанные с разрозненностью и междоусобицами.

Плач Ярославны

Автору «Слова о полку Игореве» одинаково сильно удается описать и драматичные моменты в жизни страны, и драму отдельно взятого человека.

Сцена, известная как «плач Ярославны» выглядит одновременно и как контрастирующая с «золотым словом» Святослава, и как дополняющая его. Автор показывает, что любые потрясения в жизни страны – это и потрясения в жизни отдельно взятых людей.

Плач Ярославны
Плач Ярославны

Плач Ярославны-начало

Плач Ярославны середина

Плач Ярославны - конец плача

В свое монологе супруга князя Игоря Ефросинья Ярославна обращается к силам природы. Она и упрекает их в том, что помогли половцам победить русичей, и обращается с мольбой о помощи плененному мужу. И ветер как раз с той стороны, где находился в плену Игорь, стал для его жены знаком свыше, что ее мольбы услышаны и помощь будет.

Побег князя Игоря

Сбежать из плена князю помог половец Овлур (Лавур, Лавр) – христианин, русский по матери. Он достал коней и вывел пленника из половецкого стана.

Эта часть «Слова» особенна тем, что побег Игоря и Овлура автор изображает с минимумом реалистичных деталей, но, максимально насытив сказочно-мифологической составляющей. Сама природа укрывает беглецов, предупреждает об опасностях, не дает половецкой погоне возможности обнаружить и догнать.

А тем временем ханы Кончак и Кобяк решают, как быть с остающимся в плену сыном Игоря. Кобяк предлагает казнить княжича, Кончак – женить на знатной половчанке, повязав род Игоря политически – династическими связями. Кстати, у историков есть версия, что во время пребывания в плену Владимир Игоревич женился на дочери хана Кончака.

Беглецы, чтоб поскорее достичь Руси, загнав коней, обращаются в разных зверей, и подано это настолько двояко, что можно трактовать и как аллегорию, и как фантастическое допущение.

И в итоге Игорь и Овлур успешно достигают русских земель, что автор сравнивает с появлением на небе солнца после длительного периода ненастья. Заканчивается поэма «Слово о полку Игореве» третьей частью тем, что князь Игорь идет в городе Киеве по улице Боричевский извоз (улица есть и сейчас) к церкви Богородицы Пирогощи на Подоле, а все вокруг его славят, сравнивают с Солнцем:

Солнце светит на небе,
Игорь-князь в Русской земле

и славят его дружину. Все ликуют и воспевают князя-Игоря. Приводится сравнение — ликует природа также, как и ликует вся Русь.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Знания и образование - вопросы школьной и вузовской программы
Подписаться
Уведомить о
16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Елл
4 месяцев назад

Подробно описано. и более обьемно чем обьясняют в школе.

Сергей
4 месяцев назад

Очень интересная статья , получил массу нужной и полезной информации !

сергей
4 месяцев назад

хорошо все описано но в истории очень много изьянов которые есть и в этом.

Сергей
4 месяцев назад

Как бы помогла такая статься когда-то в школе не схватить пару. 🙂

Алексей
4 месяцев назад

В школе за изложение на тему «Слова» я получил свои первые 2 балла. Знаете за что? За то, что родители мне рассказали, что поход на половцев был не далее чем километров на 10 и занял от силы несколько часов, а в произведении изложено так, будто поход длился долгие месяцы. Ну я так в своем изложении и написал.

Михаил
4 месяцев назад

С удовольствием прочитал вашу статью.
Много интересной и полезной информации.

Sora
4 месяцев назад

Эх, жаль в мои школьные годы не было подобных статей с разбором тех или иных литературных произведений — куча времени же экономится. И намного лучше, чем так называемые краткие содержания.
Спасибо за статью и немножко ностальгии 🙂

джамиля
4 месяцев назад

историческая тема всегда полезна

Галина
3 месяцев назад

Хорошая статья,прочитала с удовольствием,сразу вспомнила школу.

LancerX1976
3 месяцев назад

Интересно иногда почитать как книгу по истории прочёл. Хорошо.

Олег
3 месяцев назад

Спасибо за статью,а то в школе всё поверхностно.

Роман
3 месяцев назад

Интересная и познавательно статья. Сам почерпнул для себя много нового. Молодёжи нашей побольше статей про историю земли русской читать полезно.

Артём
3 месяцев назад

Очень интересное краткое содержание данной книги, сам эту книгу ранее не читал, а после прочтение подумал, а почему и не прочитать

Саша
3 месяцев назад

У меня до сих пор есть эта книга, читал ее в детстве

владимир
3 месяцев назад

интересно будет продолжение почитать

aleksey
3 месяцев назад

Отличная статья. Узнал много полезного для себя.