Комедия «Горе от ума» Грибоедова

Горе от ума

В комедии «Горе от ума» Грибоедов отразил самую острую социальную проблему эпохи — идейную борьбу внутри класса. Историк Ключевский назвал комедию Грибоедова «самым серьёзным политическим произведением русской литературы XIX века». Жанр «Горе от ума» — комедия. Современники говорили так «высокая комедия», потому что это произведение разворошило осиное гнездо либералов-западников в России. В центре поэмы — конфликт — умный, благородный, честный и свободолюбивый герой Чацкий сталкивается с глупым, погрязшем в коррупции и в подлости обществом, приближенным к царю.

Действительно, «Горе от ума», призывая к обновлению России, подвергало резкой критике все основные недостатки её государственного организма, её общественного и культурного быта. Проблемы, затронутые Грибоедовым в комедии, чрезвычайно разнообразны: он обличает паразитизм дворянства, его крепостнические убеждения, отсталость, консерватизм, моральное разложение дворянства, его полный отрыв от народа, презрение к национальной культуре и слепое преклонение перед Западом.

Разоблачение дворянства

Грибоедов
Грибоедов Александр Сергеевич

Грибоедов разоблачает невежество вельможного дворянства, клубную либеральную болтовню и дикую вражду к просвещению. Он ставит вопрос о гражданственном отношении к государственной службе, клеймит низкопоклонство и карьеризм чиновничества, аракчеевское солдафонство в армии, уродливую постановку домашнего воспитания, раболепие перед Западом.

Наконец, выдвигает идею трагической обречённости умного и благородного человека в условиях русской действительности 20-х годов XIX века. В основу комедии положено столкновение нового человека возвышенных мыслей и передовых убеждений с осной массой дворянского общества, с охранителями старого порядка, тот конфликт, который закончился катастрофой на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., когда дворянские революционеры с оружием в руках выступили на борьбу с самодержавно-крепостническим строем.

Запрещена цензурой

Пьеса имела большое политическое звучание. Недаром декабристы усиленно распространяли рукописный текст комедии, запрещённый царской цензурой к печати.

Эта тесная связь с современностью требовала реалистических приёмов изображения — верного, правдивого показа действительности. «Горе от ума» стало крупным шагом в развитии реализма в русской литературе. Словно острым скальпелем, Грибоедов препарировал московскую элиту того времени — Скалозуба, считавшегося грозным воякой, на самом деле просидевшего в кабинете всю войну 1812 года, но получавшего чины и ордена. Чиновника-бюрократа Фамусова, отчаянного и бездумного защитника самодержавно-крепостнического строя в России.

Грибоедов вращался в кругах декабристов и разделял их идеи, он даже был арестован после подавления декабрьского восстания, но отрицал причастность к декабристам (был схвачен царским режимом на Кавказе) и никто из декабристов не сдал его.

На комедию «Горе от ума» был сразу наложен цензурный запрет к печати, но через некоторое время после ходатайства друзей Грибоедова комедия зашагала по Москве в виде списков, которые бережно переписывали и передавали друг другу москвичи. «Горе от ума» имело оглушительный успех. Целиком комедия вышла в Москве в 1833 году со множеством цензурных правок только после смерти Грибоедова. И тем не менее она сохранила свое революционное значение и за замазками цензуры все равно проглядывала истинная мощь комедии — реализм и раскрытие правды.

Портреты и только портреты

В письме к литератору Катенину Грибоедов останавливается на некоторых вопросах своей поэтики. По словам автора, «портреты и только портреты входят в состав комедий и трагедий», «в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий».

Называя персонажей своей комедии портретами, автор, очевидно, хотел этим сказать, что в их основу положены наблюдения над живыми людьми, но что задача его состояла не в фотографической передаче всех индивидуальных особенностей данного лица, а в создании типических образов. Конечной целью при этом было правдивое изображение жизни. «Карикатур ненавижу, — пишет Грибоедов, — в моей картине ни одной не найдёшь. Вот моя поэтика». Реалистический характер этой поэтики не подлежит сомнению.

Портреты горе от ума
Портреты горе от ума

В своей комедии Грибоедов нарисовал живую, реальную картину быта старой Москвы, старого барства, отражавшего на себе все основные недостатки самодержавно-крепостнического строя России. Эти недостатки воплощены в типических образах комедии — Фамусове, Молчалине, Скалозубе, Репетилове и других.

Стих комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» написана разностопным ямбическим стихом. Ещё современники Грибоедова отметили необыкновенную гибкость и живость этого стиха, хорошо передающего все оттенки разговорной речи. Так, писатель А. Бестужев отмечал в комедии Грибоедова «невиданную доселе беглость и природу разговорного русского языка в стихах».

По словам В. Ф. Одоевского, «до Грибоедова слог наших комедий был слепком слога французских… У него одного в слоге находим мы колорит русский». Этот «русский колорит» выражается прежде всего в обилии народных слов и выражений. Вот некоторые из них: «впрямь», «вдругорядь», «давеча», «започивать», «зелье», «да в полымя из огня», «мечусь, как словно угорелый», «здорово, друг, здорово, брат, здорово!».

Идиоматизмы комедии

В языке комедии мы находим также множество идиоматизмов, то есть оборотов и выражений, не поддающихся переводу на иностранный язык и свойственных только русскому языку. Они также придают замечательную живость и гибкость народному языку комедии. Приведём образцы таких идиоматизмов: «сон в руку»; «дал маху»; «как пить дадут»; «в ус никому не дуют»; «к лицу ль вам эти лица?»; «она не ставит в грош его»; «ты не в своей тарелке»; «прах его возьми!» и так далее.

Живость, образность и выразительность языка комедии ярче всего характеризуются тем, что множество выражений комедии превратилось в пословицы и вошло в русскую разговорную речь. Вот образцы таких выражений:

  1. Подписано, так с плеч долой!
  2. Счастливые часов не наблюдают.
  3. И дым отечества нам сладок и приятен.
  4. Свежо предание, а верится с трудом.
  5. Дома новы, но предрассудки стары.
  6. А судьи кто?
  7. Чины людьми даются,
    А люди могут обмануться.
  8. Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  9. Кричали женщины: ура!
    И в воздух чепчики бросали.
  10. Минуй нас пуще всех печалей
    И барский гнев, и барская любовь.
  11. Пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок.
  12. А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.

Пушкин сразу отметил эту особенность языка комедии: «О стихах я не говорю — половина должна войти в пословицу» (из письма Пушкина к А. Бестужеву в конце января 1825 г.). «Стихи Грибоедова, — писал Белинский, — обратились в поговорки и пословицы и разнеслись между образованными людьми по всем концам земли русской».

Еще о комедии «Горе от ума» можно прочитать в статьях:

Какой писатель отказал Чацкому в уме?

Тест на знание «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Ответьте на вопросы теста "Горе от ума - комедия А.С. Грибоедова" - проверьте свои знания в этой теме.

1. В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?

Вопрос 1 из 12

2. Какой основной конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума»?

Вопрос 2 из 12

3. Кто из героев пьесы по сюжету произведения оказался участниками «любовного треугольника»?

Вопрос 3 из 12

4. Почему Лиза была уверена, что у отношений Софьи и Молчалина нет будущего?

Вопрос 4 из 12

5. Почему Софья готова была утопиться, лишь бы не выходить замуж за Скалозуба?

Вопрос 5 из 12

6. Что связывало Софью и Чацкого?

Вопрос 6 из 12

7. Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

Вопрос 7 из 12

8. Какое умение Фамусов считал особенно важным для достижения высокого положения в обществе?

Вопрос 8 из 12

9. Как Чацкий назвал «век минувший», в котором жило поколение Фамусова (поколение, судившее людей по деньгам и чинам)?

Вопрос 9 из 12

10. Что, по мнению Чацкого, прикрывало отсутствие нравственности и ума в обществе Фамусова?

Вопрос 10 из 12

11. Кто из присутствовавших на вечере у Фамусова сказал, что Чацкий «не в своем уме»?

Вопрос 11 из 12

12. Что решил Чацкий, когда понял, что зря приехал к Софье, узнал, что именно она распустила лживые слухи о том, что Чацкий не в своем уме?

Вопрос 12 из 12


 

Спасибо:
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литература, математика, русский язык, физика, география, история, астрономия и обществознание
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Маня

Спасибо тест сдала на отлично.