Соня Ростова и характеристика образа героини романа «Война и мир»

Соня Ростова Война и мир

Соня Ростова — неординарная личность, категоричная в мыслях и суждениях, с сильным внутренним стержнем, настолько «правильная» по поведению и речам, что идеальность ее образа отпугивает от нее кавалеров. Комментируя впечатление, производимое Соней, автор утверждает, что ей не присущ ни один порок, в котором можно было бы ее упрекнуть. Возможно, доведись ей блистать на фоне других девушек (Лев Николаевич не раз подчеркивает удивительные внешние данные Сони), она бы вскружила голову не одному мужчине. Но «беда» в том, что девушка подрастает вместе с неидеальной, но живой и непосредственной Наташей Ростовой, эмоциональность которой подчеркивает мнимую Сонину холодность.

А ведь Соня не холодна, лишь весьма осмотрительна и сдержанна в проявлении своих чувств. Но контраст не в ее пользу: несмотря на «возмутительную» увлеченность Наташи избранниками (которых, как выясняется, немало), у преданной, семейной и верной Сони практически не оказывается поклонников. И возникает вопрос: кого бы из этих девушек предпочел представитель их круга, выбирая себе супругу?

Соня Ростова Война и мир рисунок

Руководствуясь здравым смыслом, конечно, принципиальную, благородную, безупречную Соню, и это была бы «верная супруга и добродетельная мать», как характеризовал другую героиню Александр Сергеевич Пушкин. Но, возможно, с идеалом жить день за днем скучно и несколько предсказуемо? Или есть опасение этому идеалу не соответствовать?

Проблема всей жизни

У Сони есть особенность, которая заставляет ее чувствовать себя человеком второго сорта: это статус бесприданницы, приемного ребенка, бедной приживалки. Хотя Ростовы и воспитывают девочку наравне с родными детьми, не лишая ее материальных и интеллектуальных радостей, она-то знает истинное положение дел, и от окружающих тоже ничего не скрывается.

Не каждый из мужчин в то время был готов жениться на девушке, за душой которой нет ни гроша, это не то чтобы не поощрялось, но считалось странной партией. Наконец, сама графиня-мать, узнав о привязанности Сони к своему сыну, приходит в ярость, давая понять, что беднячка ее ребенку не пара. Довершает картину то, что, когда Соня благородно предлагает отказаться Николаю от данного в детстве обещания жениться на ней, тот радостно на это реагирует и берет в супруги другую.

Становится понятно, что девочку все это время лишь терпели из добрых побуждений, не любя так, как любят своих родных детей и тем более не рассматривая ее всерьез как действительного члена семьи.

Идеал непорочной любви

Таким образом, игнорируемая всеми Соня — умная, бескорыстная, добрая и привлекательная девушка — остается наедине со своими чувствами. Ее не замечают на фоне экзальтированной Наташи, к тому же являющейся законной наследницей графской семьи. Все, что остается у Сони, — это ее достоинство и любовь к Николаю. У нее нельзя отобрать честь и совесть, нельзя заставить полюбить насильно не того, кого она выбрала.

Наташа, которой легко простили все ее проступки в области морали, удачно вышедшая замуж за одного из богатейших в России людей, жалеет Соню за то, что та осталась пустоцветом, не познавшим супружескую жизнь. А Соня, в своей жертвенной твердости воспитывающая детей любимого человека от другой женщины, лишь остается сама собой, верной своим чувствам.

Соня и Наташа Ростовы

Пережив унижение от разговора с графиней-матерью, касающегося ее неудобного для семьи происхождения, живя прежними несбывшимися надеждами на семейное счастье с Николаем, она неподвластна новым эмоциям. Это человек без будущего, который живет прошлым. Учитывая то, что в XIX веке тридцатилетняя женщина, не побывавшая замужем, считалась старой девой, больше Соне ничего и не оставалось.

Справочник для школьников
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Влад

Соня всегда была для меня самым странным персонажем «Войны и Мира». Даже в юношестве, когда большинство моих сверстников интересовались Николаем и считали его самым необычным, я всегда стремился понять мотивацию Сони. Лично я пришел к тому, что Соня изначально «мертвый» персонаж. Причем мертвый не физически, а духовно. Толстой действительно сделал её идеальной, но лишь для того, чтобы показать, насколько пустые «идеальные» люди. И, если так подумать, через неё читатель должен понять, что каким бы он не был, он все равно остается человеком. И гораздо лучше быть со своими «тараканами» в голове, чем «пустышкой». Хотя, у большинства персонажей в «Войне и Мире» трагичная судьба. Возможно, Толстой просто хотел сказать, что любого человека ждут несчастья, если он будет делать неправильный выбор.