Повесть временных лет — год создания, содержание и значение

Повесть временных лет - начало, год, автор, структура, содержание

До нашего времени дошло большое число летописных списков. Древнейшими из них являются списки Лаврентьевский и Ипатьевский (XV в.). Оба эти списка и некоторые другие в первой своей части дают приблизительно один и тот же текст, который в научной литературе признаётся «Начальной русской летописью» или «Повестью временных лет». Один из первых составителей летописи дал ей пространное заглавие: «Се повести временных лет, откуду есть пошла Русьская земля, кто в Кыеве первее нача княжити и откуду Русьская земля стала есть». Поэтому летопись в своём первоначальном виде иначе называется «Повестью временных лет», год ее создания — примерно 1110-1118.

Свод летописных трудов

«Начальная русская летопись» или «Повесть временных лет» представляет собой свод летописных трудов различных лиц. Год создания повести точно не определен — примерно 1110-1118 год. Она прошла через руки не одного редактора, причём каждый из них пытался создать нечто целое из разнородных материалов и дать им своё освещение.

В настоящее время полный текст повести временных лет можно найти в списках:

  • Ипатьевский (находится в Библиотеке Российской Академии наук)
  • Лаврентьевский (в Российской Национальной библиотеке)
  • Радзивилловский (в Библиотеке Российской Академии наук)
  • Московско-Академический (в Российской Государственной Библиотеке)
  • Хлебниковский (в Российской Национальной библиотеке).

Составители летописи, авторы повести временных лет — большей частью монахи, смотрели на исторические события с религиозной точки зрения и склонны были объяснять их непосредственным вмешательством бога в человеческие дела. Некоторые исследователи считают автором повести временных лет монаха Нестора, указанного автором в Хлебниковском списке, поэтому повесть получила еще одно название — «Несторова летопись».

Страницы из повести временных лет
Страницы из повести временных лет

Однако они не были чужды и острой политической борьбе своего времени. Они отличались большой начитанностью и использовали много разнообразного материала. Часто пользовались они и материалами устного народного творчества, и письменными историческими документами.

Литературный памятник

Первая часть летописи в особенности богата материалом легендарного характера. «Повесть временных лет» Русь описывает, начиная с ее с происхождения славян. Начало повести временных лет идет с рассказа о разделении земли между сыновьями Ноя после потопа; далее идёт рассказ о расселение на родов и о происхождении славянского народа.

Затем сообщаются сведения о быте сирийцев, вавилонян, эллинов и других народов. Наконец, летописец переходит к славянским племенам и рассказывает о географии и быте славян, попутно упоминая об их врагах — уграх, печенегах и др. Расстановка годов в этой части летописи сделана наугад, приблизительно.

С 852 г. летопись переходит к хронологическому описанию событий. Идёт повествование о первых русских князьях, которое, по мере приближения к эпохе составителя летописи, делается всё живее и подробнее.

В описании событий русской истории летописец широко пользуется народными преданиями и песнями о героях.

Вещий Олег

Так, источником повествования летописи о смерти Олега являются народные поэтические предания. Кудесник (предсказатель, волхв) сказал однажды князю: «Князь, ты умрёшь от того коня, которого ты любишь и на котором ездишь». Олег оставил коня, велел его кормить и долгое время не видел его. Через четыре года он узнал, что его любимый конь умер. Олег захотел видеть кости коня; посмеялся и сказал: «Не от этого ли черепа принять мне смерть?» Но из черепа выползла змея и ужалила князя в ногу. Олег заболел и умер.

Интересно
Этой легендой воспользовался Пушкин, взяв её из летописи, и создал свою «Песнь о вещем Олеге».

Яркой легендой украшен поход Олега на Константинополь. Олег, подступивший к городу и разграбивший его окрестности, поставил на колёса 2000 своих кораблей, распустил паруса и подошёл к самому Царьграду. Греки испугались и предложили Олегу богатые дары.

Месть Ольги древлянам

Из того же народного источника заимствовано и повествование о мести Ольги древлянам за смерть своего мужа Игоря. Княгиня осадила древлянский город Искоростень, по не могла его взять.

Месть Ольги древлянам
Повесть временных лет — Ольга получает от древлян голубей

Тогда она предложила древлянам лёгкую дань: по три голубя и по паре воробьёв с каждого двора. Древляне согласились. К птицам был привязан трут, зажжён, они тотчас же были отпущены и понесли под кровли древлянских домов пламя. Губительный пожар истребил город.

Подвиги Святослава

С большим подъёмом рассказывает летописец о подвигах князя Святослава, сына Игоря и Ольги. Это был храбрый и воинственный правитель, с малой дружиной побеждавший многочисленных врагов. В летописи, дающей яркий образ этого князя, отмечаются его простые и близкие отношения с дружиной.

Князь во время походов вёл суровый образ жизни и терпел лишения вместе с дружиной, которая платила ему за то любовью и преданностью. Однажды перед битвой с неприятелем, в десять раз более многочисленным, он обратился к дружине с краткой речью:

«Не посрамим земли Русской, сложим здесь свои кости: мёртвые мы не будем опозорены, а если побежим, то будем покрыты позором. Я пойду впереди вас, и, если сложу свою голову, тогда сами думайте о себе».

И воины отвечали ему: «Где ты голову свою сложишь, там и мы свои головы сложим». Произошла великая битва, Святослав одолел, и враги побежали.

Выразительно повествуется о прямодушии и благородстве Святослава. Он не прибегал к хитрости и не нападал на врагов врасплох, но предупреждал их: «Иду на вы».

Повесть временных лет походы Святослава
Повесть временных лет походы Святослава

Живая изобразительность летописного повествования заставляет предполагать, что в основе его также лежат не дошедшие до нас песни или предания о подвигах Святослава.

Летописное повествование разнообразится иногда монологами или диалогами действующих лиц. Всё это делает летопись не только историческим, но также и литературным памятником. Во многих местах повествование отличается яркой изобразительностью, в летописи сохранились драгоценные остатки поэтических народных сказаний, местами чувствуется склад устной речи того времени, даны черты народного быта.

Главная идея повести временных лет

Во второй части «Повести временных лет» легендарный элемент ослабевает. Внимание летописцев обращено здесь, главным образом, на междукняжеские отношения. Усобицы князей истощали Русь. Очередной порядок получения княжеских «столов» по старшинству в роде подавал множество поводов для распрей. Особенно притягательную силу имел великокняжеский престол в Киеве. В борьбе за него князья приводили на Русскую землю в качестве союзников печенегов, половцев, поляков.

Княжеские междоусобицы

После жестоких усобиц князья собирались на съезды, клялись жить в мире и любви, а потом нарушали «крестное целование», подсылали друг к другу убийц, подвергали родственников ослеплению.

Составители летописи со скорбью повествуют о княжеских усобицах.

Объединение всей земли Русской под водительством великого князя киевского — эта мысль является основной идеей, проникающей всю летопись. Приветствуется каждый успех, достигнутый соединёнными усилиями всей земли.

Походы князей

Рассказы о походах князей на Царьград сопровождаются подробным изложением торговых договоров с греками, ибо в этом была основная цель походов. Под 1111 г. с торжеством повествуется о великой победе Владимира Мономаха над половцами. Этот умный и деятельный правитель сумел соединить войска многих князей и нанёс страшное поражение половцам на самой их территории.

Слава о победе Мономаха «пошла, — так говорит летописец, — к грекам, и уграм (венграм), и ляхам, и чехам, и до Рима».

Успехи в области культуры

С гордостью отмечаются летописью успехи, достигнутые в области культуры: построение Ярославом в Киеве «Золотых ворот», собирание, перевод и переписывание книг. Попутно записывается в летопись похвала книгам:

«Это — реки, которые напояют вселенную, источники мудрости, утешение в печали, узда воздержания».

Всё, что возвышало и украшало Киев, наполняет радостью сердце летописца, ибо Киев — средоточие Русской земли.

Из повести временных лет - построение золотых ворот Ярославом в Киеве
Из повести временных лет — построение золотых ворот Ярославом в Киеве

«Повесть временных лет», проникнутая возвышенным патриотическим настроением, последовательно изложившая события русской истории, сохранившая в своём составе ряд исторических документов, народные предания и некоторые литературные произведения в их целом виде, является одним из важнейших памятников древнерусской культуры.

Спасибо:
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Литература, математика, русский язык, физика, география, история, астрономия и обществознание
Подписаться
Уведомить о
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Варвара

Класс. Всегда было интересно, в чём же суть Повести временных лет. 🤔

Олеся

«Повесть временных лет» — это наша история.