Парцелляция в литературе

Парцелляция в литературе Литература

Что такое парцелляция? Вопрос волнует школьников, но порой и взрослые могут им задаться. Если представители старшего поколения решают что-то узнать, это можно только приветствовать. В.И. Ленин однажды заметил, что «язык Тургенева, Толстого, Добролюбоваа, Чернышевского — велик и могуч… И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку». Современные школьники могут познакомиться с великим языком не только в школе, но и в интернете.

Понятие парцелляции

Парцелляция это способ построения текста в виде членения законченной мысли на отдельные элементы для усиления эмоционального воздействия. Для иллюстрации подойдет прекрасный текст В. Инбера:

«…но горы близко.

И снег на них. Мы время проведем

У печки. В Имеретии. Зимою.

Как в Переделкине, как под Москвою»

Читатель видит как парцелляция влияет на эмоциональную окраску текста. В русском языке можно встретить разные художественные приемы усиления эффекта на читателя. Главное — правильно и к месту его подобрать, в противном случае могут наступить самые нежелательные последствия.

Что надо знать о синтаксическом приеме

Парцелляция это в литературе распространенный инструмент художественного воздействия на читателя. Удивительно, но слово пришло к нам из французского языка, что в переводе означает «частица».

Эксперты находят объяснение столь необычному названию. В любом языке есть мельчайшие частицы текста. Кто-то из читателей решит, что это слово, но ошибется. Слово можно назвать частицей языка как инструмента передачи мысли.

Когда речь заходит о тексте, минимальная частица — предложение, передающее законченную мысль. Именно поэтому парцелляция это в русском языке инструмент деления предложения, искусственное членение, чтобы добиться более интересного результата.

Если автор использует парцелляцию, надо быть готовыми к ряду последствий:

  1. Разрыву мысли. Плавно идущая мысль разрывается на осколки, формируются быстрые короткие отрывки. Создается хорошая динамика повествования, но теряется плавность рассказа. Поэтому прием используется с осторожностью.
  2. Необходимости дополнительно эмоционально окрашивать каждую часть предложения знаками препинания. Обязательно надо выбирать правильно и четко знак препинания. Эмоциональное воздействие должно медленно литься, перетекать из одного состояния в другое. Недопустимо, чтобы чрезмерно хорошие эмоции превращались в негативные, а потом происходил обратный процесс. Обязательно надо соблюдать плавность перехода.

Строение парцелляции

Парцелляция это в русском языке способ взять основную мысль, потом разделить ее на части. Каждый отдельный элемент принято называть парцеллятом, рассматривается как отдельное предложение, в подавляющем большинстве случаев — неполным. Отдельно отмечается чрезмерно высокая зависимость от контекста, а главное — от предыдущих предложений.

Поэтому парцелляция это прием, который может показаться очень привлекательным для литературного произведения, но подходить к нему надо с изрядной осторожностью. Иначе можно испортить законченную мысль, разбив ее на части. Быстрые и краткие предложения могут бить прямо в цель, но иногда они просто рваные.

Зачем нужна парцелляция

Иногда парцелляция используется не столько для эмоциональной окраски текста, сколько для обращения внимания на главном. Краткие предложения привлекают внимание, читатель сосредоточен на том, что хочет сказать автор. Результат — мысль выделяется исключительно художественным приемом, нет необходимости дополнительного акцентирования внимания.

Иногда парцелляция нужна для удержания внимания на частностях, деталях. Это бывает надо сделать в крупном тексте, с большими описаниями, среди которых попадаются отдельные и важные элементы. Иногда к такому приему прибегают даже авторы детективов, расставляя перед читателем намеки и подсказки, которые надо только собрать по тексту.

Задачу роднит эффект неожиданности, возникающий при использовании этого литературного приема. Неожиданность появляется в момент разрыва целого предложения. Читатель не привык с таким сталкиваться, поэтому его удивляет применение художественного приема. Главное условие — использовать парцелляцию к месту. Не пытайтесь использовать прием лишь бы он был. Вместо этого задумайтесь: какую мысль художественный прием выразит максимально точно.

Наконец, последняя задача — усиление контраста изображаемых событий. Читатель, конечно согласится: разрыв единого предложения усиливает контрастность описываемых событий, если происходит нечто важное, ценное и значимое.

Разговорная речь

В быту и разговорной речи люди используют парцелляцию практически не задумываясь над ней. Взгляните на такие предложения:

«Маша пошла в кафе одна»

и

«Маша пошла в кафе. Одна»

Усиление эмоциональной составляющей чувствуется невооруженным глазом. Меж тем, такая формулировка предложений используется в разговорной речи, человек может даже не задумываться, что использует какой-то дополнительный прием.

Иногда может складываться ложное ощущение, будто такой разрыв единого предложения в разговорной речи нарушает целостность фразы, что это ошибка. Подозрение не оправдано. Правила орфоэпии никак не нарушаются. Наоборот, никто не запрещает использовать парцелляцию там и тогда, когда это нравится человеку.

Деловая переписка

Как ни странно, но парцелляция активно используется в деловой и официальной переписке, применяется при составлении объявлений. Чаще всего выделяют слово «внимание», после которого ставится восклицательный знак. Результат — привлечение внимания читателя. Полученная после этого слова информация воспринимается как более важная и значимая.

Некоторые современные эксперты в области филологии говорят о формировании нового типа речевой деятельности. Наравне с устной и письменной речью появилась устно-письменная. К этому типу речи относятся переписки в мессенджерах, социальных сетях и тому подобных местах. Устно-письменная речь тоже подчиняется законам русского языка, но со своими особенностями. Главная — в письменной речи действуют преимущественно правила устной.

Современные школьники будут жить и работать в мире, где постоянно проверяется не только орфография, но и орфоэпия. Умение грамотно конструировать предложение будет востребовано во время деловой переписки. Чтобы не ударить в грязь лицом, рекомендуется уже сейчас прикладывать максимум усилий для учебы. Современным школьникам и студентам предстоит учиться на протяжении всей жизни. Это относится не только к точным наукам, но и к тому, что на протяжении долгих лет считалось практически неизменным — русскому языку. Предыдущие поколения сталкивались с тем, что язык обогащается новыми словами. Но никогда прежде он не менялся с такой же скоростью, с какой идут технологические изменения в мире.

Когда парцелляция не нужна

Некоторые авторы предпочитают нагружать и перегружать текст ненужными художественными приемами. Многочисленные эпитеты соседствуют с воздушными метафорами, которые приправлены парцелляцией. Результат получается не очень хорошим.

Художественный прием в тексте сравним с приправой во вкусном блюде. Щепотка соли и немного перца дарит насыщенный вкус, но не стоит добавлять слишком много. Результат будет не самым хорошим.

Перенасыщенность художественными приемами — беда, с которой сталкивается почти каждый, кто только начинает писать собственные тексты. Ошибка быстро проходит, не оставляя и следа. Но будет здорово, если нынешние школьники и студенты как можно раньше поймут и осознают правила употребления художественных приемов для обогащения собственных текстов.

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Знания и образование - вопросы школьной и вузовской программы
Подписаться
Уведомить о
10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгений
29 дней назад

Как говорится, век живи — век учись. Я даже слова такого не знал, а оказывается у всего есть своё название.

Ольга
29 дней назад

Очень интересно! Как жаль, что многие обороты, эпитеты и термины уходят из нашей речи. Язык обедняется, становится всё более примитивным. И так хорошо, что авторы пишут такие статьи.

Artem
28 дней назад

Современным школьникам Тургенев и Толстой чаще всего по фене(

Сергей
28 дней назад

Очень интересная статья , получил массу нужной и полезной информации !

Зилара
28 дней назад

В школьной программе у нас, конечно, такого понятия нам не прививали.Но парцелляция хороша тем , что при помощи него поэзия становится мягче, понятнее, ближе .

Олег
26 дней назад

Русский язык в наше время исковеркан до неузнаваемости а уж писатели и подавно не в моде

Мих
25 дней назад

А я художник)

LancerX1976
25 дней назад

Учится учится ещё раз учится некогда внимания не обращал иногда нужно и почитать.

Александр
24 дней назад

Парцелляция – один из многих приемов в художественной литературе, таких как оксюморон, анафора, олицетворение. Он украшает текст, добавляет ему смысловой целостности.

Олег
24 дней назад

Я и слово такого не знал,спасибо просветили.