Биологические системы

Биологические объекты различных уровней организации (клетки, организмы) рассматривают в настоящее время как биологические системы. Характерными чертами биологических систем являются их целостность, уровневый принцип организации, открытость. Целостность биологических систем в значительной степени достигается за счет саморегуляции, функционирующей по принципу обратной связи.

Общие признаки биологических систем

Биологические системы отличаются от тел неживой природы совокупностью признаков и свойств, к которым относят клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение и эволюцию.

Клеточное строение

Клетка является элементарной структурно-функциональной единицей живого, что подтверждается невозможностью размножения вне клеток неклеточных норм жизни — вирусов.

Особенности химического состава

Живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и тела неживой природы, но концентрации этих элементов у первых и вторых существенно различаются. Организмы также способны синтезировать сложные органические вещества:
  • нуклеиновые кислоты,
  • белки,
  • углеводы,
  • липиды.

Обмен веществ и превращения энергии

Живые системы являются открытыми системами, так как осуществляют обмен веществом и энергией с окружающей средой. Основными процессами обмена веществ и превращения энергии являются питание, дыхание, выделение и другое. Данное свойство живого также обеспечивает поддержание гомеостаза.

Гомеостаз

Способность биологических систем противостоять изменениям и поддерживать относительное постоянство химического состава, строения и свойств, а также обеспечивать постоянство функционирования в изменяющихся условиях окружающей среды называется гомеостазом. Сам процесс приспособления к изменяющимся условиям среды называется адаптацией.

Раздражимость

Универсальное свойство живого реагировать на внешние и внутренние воздействия, которое лежит в основе их приспособления к условиям окружающей среды и выживания, называется раздражимостью.

Движение

Неотъемлемым свойством биологических систем является движение. Оно проявляется в виде перемещения тел и их частей в пространстве, в процессе роста и развития.

Рост и развитие

Наследственная информация реализуется в ходе индивидуального развития и выражается в количественных и качественных изменениях организма, то есть росте и развитии.

Воспроизведение

Продолжительность существования отдельной клетки, организма, вида и других биологических систем ограничена во времени, поэтому требуется постоянное воспроизведение этих систем. Размножение организмов поддерживает существование вида, а размножение всех видов, населяющих Землю, — существование биосферы в целом.

Эволюция

Необратимый процесс исторического развития живого называется эволюцией. Ее результатом является огромное разнообразие форм жизни, приспособленных к различным условиям среды обитания.
Оцените статью