Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Образ Татьяны
Образ Татьяны противопоставлен образу Онегина  — они друг друга оттеняют и разъясняют. В образе Татьяны самым существенным моментом является связь с народной почвой.

Детство Татьяны

Детство Татьяны прошло в деревенской глуши, в обстановке патриархального быта, пропитанного привычками и «преданьями простонародной старины», в атмосфере деревенского приволья и простора. Родители мало заботились о ее воспитании и образовании, ничем не стесняли ее естественного развития. Отец её был «простой и добрый барин», в молодости участвовавший в турецкой войне и награждённый за это «очаковской медалью». Он «в книгах не видал вреда, но не читая никогда, их почитал пустой игрушкой и не заботился о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой». Поселившись в своей деревне после женитьбы, он во всем доверился и подчинился своей энергичной и своенравной жене. Мать Татьяны быстро научилась самодержавно управлять супругом и всецело взяла в свои руки хозяйство:
Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била, осердясь, — Всё это мужа не спросясь.
В жизни их господствовали «привычки милой старины». Хотя между господами и слугами, помещиками и крестьянами было большое расстояние в культурном отношении, они придерживались одинаковых бытовых форм и привычек, верований, предрассудков и развлечений:
У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод…
«По старине торжествовали в их доме» рождественские праздники. «Служанки со всего двора про барышень своих гадали и им сулили каждый год мужьёв военных и поход». Вот эта патриархальная близость к народу, к обычаям и  «преданьям простонародной старины» и воспитала в Татьяне «русскую душу», народный, национальный строй её понятий и чувств. С детства она напиталась образами русского народного творчества, картинами русской природы и русского быта. Город не оказал на нее влияния. «Про вести города и моды» она не вела беседы с куклой. Страшные рассказы «зимою, в темноте ночей, пленяли больше сердце ей». Как и русский народ, она «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Её воображение было насыщено образами русского фольклора и русской природы.

Любовь к русской деревне

Любовь к русской деревне проходит красной нитью через всю жизнь Татьяны. Перед отъездом в Москву она трогательно прощается, как со своими друзьями, с долинами холмиками, ручьями и лесами. Любовь к природе В Москве она
Волненье света ненавидит, Ей душно здесь… она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льётся светлый ручеек.
Наконец, став великосветской дамой, богатой и знатной, она остается верной прежним деревенским симпатиям и настроениям:
Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей…
Влияние русского народа и русской природы образует самую глубокую основу всей её личности. Но этим не исчерпывается ее сознание.

Опасные книги

Татьяна не могла остаться в стороне от тех веяний и настроений, которыми была охвачена общественность той эпохи. Но они коснулись Татьяны лишь в той мере, в которой они были направлены к раскрепощению личности, к освобождению ее чувств от стеснительных рамок светского общества, бытовых ограничений и устоев. Татьяна увлекалась романами Ричардсона и Руссо. Особенно Руссо пленил её своей «опасной книгой» («Новая Элоиза»), где он воспел свободную любовь как высший закон жизни. «Разве любовь сама по себе не является наиболее чистым и прекрасным влечением нашей природы? — говорит героиня этого романа Юлия. — Разве она не облагораживает все наши чувства, не удваивает наши силы и не возвышает нас над самими собой?» Татьяна Ларина книги В том же романе Руссо превозносит деревню и природу и противопоставляет их городу. Всё это нашло отклик в душе Татьяны:
Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит, Она в ней ищет и находит Свой тайный жар, свои мечты, Плоды сердечной полноты, Вздыхает и, себе присвоя Чужой восторг, чужую грусть, В забвенье шепчет наизусть Письмо для милого героя.
Татьяна «любит без искусства, послушная влеченью чувства». Она
От небес одарена Воображением мятежным, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным.

Письмо Татьяны Онегину

Любовь толкнула Татьяну на смелый по тому времени поступок. Она решила открыто высказать герою своего романа те чувства, которые её волновали и для выражения которых она нашла готовый язык в книгах. Этим она резко нарушила господствовавшие в дворянском обществе обычаи и правила. Татьяна Свою встречу с Онегиным и любовь к нему Татьяна признала самым важным событием в своей жизни:
Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой…
Все лучшие движения своей души она соединила с этой любовью, как бы подтверждая на собственном примере мысль об облагораживающем и возвышающем действии истинной любви:
Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души.
Глубина чувства Татьяны и серьёзное отношение её к любви противопоставлено в романе Пушкина легкомысленной игре в любовь московских девиц, которые
Поверяют нараспев Сердечны тайны, тайны дев, Чужие и свои победы, Надежды, шалости, мечты. Но Таня, точно как во сне, Их речи слышит без учаться, Не понимает ничего, И тайну сердца своего, Заветный клад и слёз и счастья, Хранит безмолвно между тем И им не делится ни с кем.
О любви Тани к Онегину узнала только няня, перед которой она раскрыла своё сердце, прежде чем решила писать Онегину.

Замужество

Выйдя замуж без любви за генерала («для бедной Тани все были жребии равны»), Татьяна глубоко затаила в душе своё чувство к Онегину как величайшую драгоценность. Татьяна на балу Но свою непоколебимую верность этому романтическому настроению она сумела сочетать с чувством долга к своему мужу:
Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; И буду век ему верна.
Итак, личность Татьяны поставлена на высокий моральный пьедестал. В ней поражает серьёзное, вдумчивое отношение к жизни и к людям, глубокое чувство ответственности за своё поведение, взгляд на жизнь как на нравственный подвиг.
Татьяна отказывает Онегину
Татьяна отказывает Онегину
Мечтательный ум, глубина чувства, стремление к идеалу, нравственная чистота, верность долгу — всё это делает образ Татьяны пленительнейшим образом русской женщины в нашей литературе.
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литература, математика, русский язык, физика, география, история, астрономия и обществознание
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Мира

Молодец Татьяна. Знатно нарцисса Онегина отшила.